Типографика для бизнеса: особенности, ошибка и советы предпринимателям
Компании разного масштаба используют силу визуала, чтобы привлечь внимание целевой аудитории или заявить о себе на весь рынок. Иногда новые проекты, которые только появляются в бизнес-среде, сразу запускают маркетинговые акции с использованием нестандартного визуала, чтобы ускорить развитие.
В статье поговорим о том, что такое типографика, зачем она нужна бизнесу и разберём популярные ошибки. В конце вас ждут советы по улучшению визуального стиля.
Если опустить технические подробности, то шрифт — язык, который используется для разговоров с целевой аудиторией. Если логотип написан так, что не получится прочитать надпись, пользователям будет сложно идентифицировать бренд.
Такие ошибки не являются редкостью, потому что многие компании игнорируют типографику и не уделяют визуальному стилю достаточно внимания. Они считают, что уникальные и полезные продукты сделают своё дело. Клиенты поймут, что аналогичных продуктов больше нигде нет и будут постоянно оформлять заказы.
Если компания продаёт смартфоны или другую технику, пользовательский опыт сильно зависит от качества устройства. Никто не будет платить за телефон, который через несколько недель начнёт сильно нагреваться или «взорвётся» в руке.
Продукты Apple покупают не только потому, что они дают возможности, которых нет у других компаний. Одна из сильных сторон «яблочной» корпорации в уникальном визуальном стиле, который используется для оформления устройств и интерфейса операционных систем.
Качество продуктов или услуг всегда на первом месте для коммерческих компаний, но хороший визуальный стиль поможет оставить более сильный отпечаток в памяти целевой аудитории. Когда люди видят на любой технике логотип в виде надкушенного яблока, то сразу понимают, что устройство вышло из-под станка Apple.
Типографика важна для коммерческого проекта любого уровня. Даже если речь идёт о небольшом интернет-магазине, который запустился два месяца назад. Лучше всего, чтобы бренд выходит на рынок в полной «боевой» готовности. У него уже есть логотип, фирменный стиль и визуальная концепция.
Правильно подобранный шрифт в сочетании с красивым визуалом может творить чудеса. Например, если интернет-магазин продаёт большое количество товаров и пока не может обеспечить все продукты фотографиями, можно на время заменить их релевантными иллюстрациями.
Обычно для оформления сайта используется не более 2-3 шрифтов, которые гармонично сочетаются между собой. Если визуальной согласованности между ними нет, конструкция развалится на глазах. Избежать таких ситуаций помогает комплексный анализ, который проводится до того, как визуальные компоненты появляются в общем доступе.
Сочетать шрифты с разными начертаниями трудно. Особенно, если использовать не классическое сочетание, а создавать уникальную схему, которая будет идентифицировать конкретный бренд.
Тонкий, курсив, полужирный и другие начертания используются для решения своих задач, поэтому необходимо использовать правильный стиль. К примеру, жирным выделяют фрагменты, на которые пользователи должны обратить внимание.
Существуют шрифты с засечками, которые отличаются наличием небольших по размеру штрихов. Такие гарнитуры входят в группу «Антиква» и применяются в основном для набора главного текста.
Если с головой погрузиться в мир типографики, то на изучение всех особенностей уйдет много времени. Поэтому лучше поручить задачу дизайнеру с большим опытом, который сможет выстроить визуальный стиль бренда.
Секрет качественной типографики максимально простой. Необходимо прочувствовать характер компании и передать его с помощью шрифтов и визуальных символов. Важно понимать, что дизайнеры интерфейсов не смогут выдать такой же результат, как специалист, который каждый день создает фирменный стиль.
Представьте, что в мире существует только один шрифт. Вывески на улицах, указатели на дорогах и даже текст на смартфонах выглядел бы одинаково. Пользователи не могут отличить один бренд от другого. Они превратились бы в сплошное пятно, которое невозможно идентифицировать.
В реальном мире существует большое количество шрифтов, которые можно использовать для решения своих задач. Можно даже заказать у специалиста разработку собственной гарнитуры, юридически закрепить на неё права и обращаться в суд, если кто-то использует работу неправомерно.
Если рассчитываете, что необычный шрифт мгновенно станет приносить клиентов, то лучше сразу отказаться от этой идеи. Визуальный стиль усиливает привлекательность продуктов или услуг, но сам по себе ничего не продаёт.
Можно провести простую аналогию с едой. К примеру, вы заказали в ресторане салат, но он оказался безвкусным. Оказалось, что повар не положил в него соль, а без неё вкуса совершенно нет. Так вот шрифт и типографика в целом — это соль. Можно продавать салат и без неё, но спрос будет небольшим.
Хороший шрифт и уникальный визуальный стиль начинают работать на бренд практически сразу, а через время целевая аудитория легко отличит продукты бренда от сотни альтернатив.
Например, цифровой банк «Точка» выделяется благодаря жирному шрифту с засечками. Пока конкуренты пытаются передать через типографику и визуальные компоненты классические качества надёжного банка, «Точка» уверенно идёт своим путём.
Не секрет, что такой подход привлекает молодежь и людей, которые не боятся изменений. Сочетание синего и светло-розового цвета в тандеме с жирным шрифтом создают уникальный визуальный образ, который невозможно перепутать с чем-то другим.
Ещё один яркий пример — медиа «Медуза», которое выделяется среди конкурентов благодаря необычному логотипу с использованием ломаной структуры. В этом случае масштабный редизайн и даже мелкий рестайлинг причинит вред.
Дизайнер, который создавал лого, выложил проект на Behance и рассказал, что в техническом задании клиент просил создать «злой» логотип. Стиль характеризуется как «цифровая готика» и действительно передаёт некую злость.
Медиа «Медуза» особенно ярко выделяется благодаря материалам на злободневные темы, которые затрагивают разные сферы жизни. «Злой» подтекст явно прослеживается в каждой набранной букве. Даже новички, которые раньше никогда не были на сайте, быстро понимают его философию.
Типографика помогает решать следующие бизнес-задачи:
Мы рассказали о 4 глобальных задачах, которые можно решить с помощью типографики. Этот инструмент универсальный, поэтому его можно использовать для разных целей. Надо только правильно расставить приоритеты и тонко чувствовать философию компании.
На примерах мы показали, как типографика может положительно влиять на бренд. Пользователи легко отличат «Точку» от другого банка, а «Медузу» узнают благодаря «злому» логотипу. Добиться такого эффекта можно для любой компании, если доверить задачу профессионалу.
Начинающие дизайнеры и коммерческие компании, которые заказывают у них фирменный стиль или только логотип, допускают одинаковые ошибки. Кратко расскажем о каждой из них, чтобы у тех, кто хочет создать идеальный визуальный стиль, были инструменты для защиты.
Вспомните логотип «Медузы», который мы показывали в предыдущих разделах и представьте, что кроме текста на нём будет одноимённое изображение. Такая композиция транслирует другой посыл, но при этом «злость» никуда не пропадает.
Концепт ниже — не отсылка к популярному изданию, а логотип реального проекта. Его сделала украинская веб-студия для онлайн-журнала о музыке. Пользователи мгновенно нашли сходства между концептом и знакомым логотипом.
По задумке автора, отсылке к Медузе Горгоне перекликается с рок-группами, исполняющими «тяжелую» музыку. Именно такой смысл вкладывали дизайнеры веб-студии, когда занимались разработкой фирменного знака.
Ассоциации очень важны, потому что пользователи, которые ещё не знакомы с философией бренда, могут сформировать неправильное мнение из-за нерелевантного логотипа. Каждая ломаная черточка в тексте и окружающие иллюстрации передают свой посыл.
Дизайнеры любят делать «красивые» вещи, которые нравятся заказчикам и вызывают недоумение целевой аудитории. Прежде всего, лого и другие элементы фирменного стиля должны быть читаемыми. Чтобы пользователям не приходилось угадывать название компании или проекта.
Завитушки и ломаные линии принесут пользу только если они не нарушают визуальный стиль. В этом случае их использование будет оправдано и декор превратится в гармоничное дополнение к тексту.
В примере ниже дизайнер взял за основу объемный текст и добавил яркую раскраску, чтобы подчеркнуть уникальный стиль. Итоговая работа выглядит необычно, но удобство восприятия при этом не снизилось.
Многие любят «пасхалки», но иногда их сложно найти. Особенно, если даже не догадываешься, что они где-то спрятаны. Добавлять скрытый смысл в логотип и другие элементы фирменного стиля можно, но это не всегда приносит пользу.
Если «пасхалки» приурочены к локальным инфоповодам, то такое решение оправдано. К примеру, можно добавить тыкву к лого и сделать её прозрачной или маленькой, чтобы накануне Хэллоуина привлечь внимание аудитории нестандартным ходом.
Скрытый смысл хорошо работает, если приучить аудиторию к этому. К примеру, мессенджер Телеграм накануне выхода новой версии приложения публикуют иллюстрации с одной или несколькими «пасхалками».
В октябре 2020 года с очередным обновлением Telegram опубликовал иллюстрацию с символичной отсылкой, которую можно найти при тщательном анализе. В мусорной корзине возле игрового автомата стоит мусорная корзина с профилем Артемия Лебедева, который открыто критиковал работы иллюстратора Телеграм.
Главная ошибка при работе с типографикой заключается в том, что дизайнеры и предприниматели боятся использовать нестандартные решения. Им кажется, что проще взять стандартный Arial, кое-как написать название фирмы и считать задачу выполненной.
Такой логотип тоже можно обыграть, но не стоит избегать нестандартных решений. При правильном использовании они помогут привлечь внимание к новому бренду или реанимировать маркетинг проекта, который давно находится на дне digital-среды.
Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, потому что типографику необходимо тщательно подбирать, тестировать идеи и находить идеальные сочетания. Вряд ли получится просто открыть Photoshop, выбрать первый шрифт и пользоваться им на постоянной основе.
Идеальных шрифтов не существует, под каждую задачу можно найти или создать максимально релевантный вариант, который будет отражать философию бренда. Никто не может рассказать о своей компании лучше, чем её основатель. Поэтому владелец и дизайнер должны работать вместе, чтобы найти идеальное решение.
Пошаговая инструкция по выбору шрифта:
Инструкция выше только кажется простой. На самом деле, на создание простенького логотипа придётся потратить немного времени. Особенно, если речь идёт о компании с многомиллионными инвестициями. От качества визуального стиля зависит скорость продвижения на рынке и другие глобальные задачи.
Предпринимателям, которые доверяют создание фирменного стиля фрилансерам или веб-студиям, необходимо запросить информацию об используемых шрифтах. Каждая гарнитура распространяется по определённой лицензии. Некоторые бесплатные шрифты можно использовать для коммерческих задач без разрешения автора, а другие нет.
Тем, кто заказывает разработку шрифта с нуля, стоит приготовиться к дополнительным расходам. Нужно будет получить на него документы, чтобы гарнитура стала объектом, который охраняется авторским правом.
Самый простой способ улучшить визуальный стиль — доверить его разработку профессионалам, которые умеют тонко чувствовать потребности заказчиков, считывают философию бренда и за короткое время выдают большое количество креативных идей.
Найти таких специалистов тяжело и придётся потратить на их услуги много денег, но результат окупит все затраты. Мы подготовили несколько советов, которые помогут найти индивидуальный стиль и обойти конкурентов в гонке за внимание целевой аудитории:
Типографика — важный компонент визуального стиля, который помогает выстраивать диалог с целевой аудиторией. Уделите ему как можно больше внимания, если хотите использовать логотип и другие элементы фирменного стиля как конкурентное преимущество.
Веб-студия IDBI поможет найти идеальное решение для визуального стиля любого бренда. Мы специализируемся на коммерческих проектах и используем знания, накопленные за многолетнюю практику сотрудничества с заказчиками.