Вовлекать пользователей в использование интерфейса с каждым годом становится всё сложнее. Они привыкли к «чистым» UI, которые идеально подходят для решения разных задач. Дизайнерам приходится выжимать максимум, чтобы создать цифровой продукт, способный конкурировать с существующими решениями.

В статье поговорим о том, что такое сторителлинг в дизайне интерфейсов и какие задачи он решает. В конце вас ждут советы по улучшению пользовательского опыта за счёт визуальных средств.

Что такое визуальный сторителлинг

Визуальный сторителлинг — один из эффективных инструментов для улучшения пользовательского опыта. Если правильно его использовать, получится превратить любой сложный продукт в полезный для аудитории. А если люди почувствуют, что он может решить какие-то проблемы, то будут пользоваться им на постоянной основе.

Многие коммерческие компании и дизайнеры считают, что создать лендинг или интернет-магазин просто. Достаточно выбрать гармоничную цветовую гамму, немного поработать над интерфейсом, добавить несколько анимаций и всё готово. На самом деле, задача намного сложнее.

Главный критерий для оценки качества интерфейса — пользовательский опыт, который формируется во время использования продукта. Положительным он будет или отрицательным, заранее неизвестно. Процесс погружения у каждого пользователя проходит по-своему, поэтому результат может быть каким угодно.

Дизайнеры часто используют силу визуального повествования, чтобы усилить вовлечённость аудитории. Когда каждый экран интерфейса выступает в роли страницы, а весь продукт превращается в книгу, взаимодействовать с новым UI становится проще.

Вам наверняка знакомо чувство, когда новое приложение или сайт вызывают wow-эффект и хочется изучить как можно больше страниц, чтобы увидеть какие ещё возможности скрываются в недрах UI. Если дизайнер сможет обеспечить такой эффект, продукт наверняка сможет решить коммерческие задачи.

Время, когда пользователи внимательно читали текст и старались вникнуть в каждую деталь, давно прошло. Сейчас люди готовы уделить знакомству с новым продуктом не больше пары минут. Они устанавливают приложение, пропускают стартовый экран ознакомления с системой и начинают анализировать содержимое продукта.

Если первый сеанс взаимодействия пройдет хорошо, у приложения есть шанс получить ещё одного лояльного пользователя. Соответственно, компания, которая выпустила продукт на рынок, обзаведется ещё одним лояльным потребителем, готовым покупать товары или услуги.

Визуальный сторителлинг — способ коммуникации с аудиторией, который предполагает использование историй. К примеру, человек устанавливает банковское приложение и в процессе знакомства с UI узнаёт о том, насколько хорошо защищены его данные.

Ему показывают короткую историю и в игровой форме, предлагают перейти на следующий шаг или пропустить ознакомительный тур по системе. Таким образом, пользователь сам принимает решение, но большинство всё-таки знакомятся с контентом.

Сторителлинг — модное слово, которое используется на каждом шагу. Дизайнеры говорят о нём во время переговоров с заказчиками, чтобы показать свою экспертность. А представители бизнес-сообщества иногда просят дизайнеров сделать внутри интерфейса сторителлинг и сами не понимают, что это значит.

Любой визуальный инструмент принесёт пользу только если чётко понимать, как его использовать. И самое главное — как извлечь из этого пользу. Визуальный сторителлинг является одним из эффективных приёмов, позволяющих усилить потребность пользователей в продукте.

В центре сюжета истории необязательно должен находиться реальный герой. Можно рассказывать о чём угодно, что касается продукта. Возможно, это будет подводка к истории возникновения функции в приложении или рассказ о том, как пошагово заказать банковскую карту.

Основатель Apple, Стив Джобс когда-то сказал, что сторителлер — самый влиятельный человек в мире. Он определяет ценности и программу работы целого поколения. С ним сложно не согласиться, потому что каждый продукт и бренд основаны на красивой истории.

К примеру, многие люди, которым нравится Coca-Cola, знают красивую историю об уникальном рецепте напитка. До сих пор формула кока-колы не рассекречена и защищена коммерческой тайной. Ходили слухи, что его хранили в сейфе с высокой степенью защиты. Говорили даже, что рецепт нигде не записан и его знали всего несколько людей.

История подогревает интерес к напитку. Те, кому нравится его вкус, хотят узнать состав и тратят много времени на эту задачу. А остальные покупатели просто пьют кока-колу и не пытаются угадать ингредиенты, но они тоже знают историю и легко отличат напиток от других на полке супермаркета.

Теперь представьте, что никакой истории с секретным рецептом нет. Кока-кола была бы просто одним из напитков, которых в магазине десятки или даже сотни. Сторителлинг значительно усиливает привлекательность бренда и продукта, чем пользуются опытные маркетологи.

Хороший сторителлер рассказывает истории разработчикам, чтобы они создали крутой продукт. Владельцы бизнеса слушают свою интерпретацию и понимают, что не зря вложили деньги в создание приложения или сайта. Клиенты, в свою очередь, вдохновляются историями, чтобы «прыгнуть выше головы».

Какие задачи решает визуальный сторителлинг

Сторителлинг может использоваться для решения разных задач, но лучше всего его положительные свойства проявляются в привлечении внимания к бренду. Если компания выпускает на рынок продукт, который никому не известен, то лучший способ рассказать о нём — придумать красивую историю.

Желательно, чтобы она была не временной, а её можно было использовать на постоянной основе. Если сейчас рецепт кока-колы рассекретят, люди продолжат покупать напиток, потому что проще заплатить 100 рублей, чем тратить время на самостоятельное приготовление.

В этом случае внимание к бренду увеличится ещё сильнее. Продажи вырастут, акции компании подорожают, а внимание к новым продуктам усилится. Каждая продуманная история — отличная возможность для пиара.

Это как увеличение скорости на ровной дороге. Можно ехать медленно и в итоге приедешь в точку назначения. А можно включить повышенную передачу и попасть в конечный пункт в 2-3 раза быстрее.

Сила историй в том, что их легко запомнить. Человек может не покупать смартфоны Apple, но он знает, как появился логотип в виде надкушенного яблока. Аналогичная ситуация с другими популярными продуктами. А вот про Android с зелёным роботом знают лишь те, кто интересовался историей бренда.

Какие задачи решает визуальный сторителлинг:

  1. Сокращает время знакомства с продуктом. Чем меньше пользователю понадобится времени на погружение в особенности нового инструмента, тем лучше. Он сможет быстрее дойти до целевого действия.
  2. Формирует прочную связь с аудиторией. Нет ничего лучше хорошей истории, проникающей в сознание людей. Они запоминают её и ассоциируют с брендом.
  3. Позволяет на время забыть о делах. Истории не только рассказывают о полезных вещах, но и развлекают. Если продукт создаётся не для решения сложных задач, расслабляющий эффект может пойти на пользу.
  4. Побуждает к выполнению целевых действий. Когда пользователю рассказывают историю, а ему остаётся нажать кнопку, чтобы завершить повествование, большинство дойдут до конца маршрута. И тогда бизнес получит ещё одного клиента.
  5. Позволяет создавать «адвокатов бренда». Если положительные свойства приложения или сайта не заканчиваются на красивых историях, количество лояльных потребителей будет увеличиваться.

Главная фишка любых историй заключается в побуждении к действиям. Никто не давит на пользователей эмоционально, а лишь подталкивает к совершению определённой операции. У заинтересованных клиентов возникает прочная связь с брендом и конкуренты словно растворяются.

Рассказывать истории можно по-разному и не все принесут продукту пользу. Многие дизайнеры, которые вместе с заказчиками продумывают схему реализации визуального решения, выбирают неправильную стратегию. В итоге оказывается, что пользователи не понимают суть истории и у них формируются негативные эмоции по отношению к бренду.

Если пытаетесь донести до аудитории историю с помощью текста, приготовьтесь к трудностям. Когда текст дополняется медиаконтентом, пользователям гораздо проще воспринимать информацию. Мало кто будет читать «голые» абзацы и вникать в то, что там написано.

Визуальный сторителлинг хорошо работает в сочетании с геймификацией. Это ещё один приём для усиления вовлечённости пользователей, который проявляется в выполнении различных заданий. Например, после заполнения контактной формы клиент получает чек-лист по выбору автомобиля.

Геймификация усиливает эффект от сторителлинга во много раз, но только если выстроить логическую структуру. Не забывайте, что пользователи не любят, когда решения принимают за них. Они хотят самостоятельно контролировать ситуацию и высоко ценят заботу о себе.

Принципы визуального сторителлинга

Придумать хорошую историю сложно, но ещё сложнее преподнести её аудитории. Даже самая креативная идея не принесёт пользу, если пользователи не смогут дойти до финала истории. Дизайнер должен продумать концепцию совместно с заказчиком, потому что никто не знает продукт лучше, чем его создатель.

Визуальный сторителлинг принесёт пользу если тот, кто будет создавать историю, чётко понимает основную идею и задачи, которые перед ним стоят. В противном случае ситуация может выйти из-под контроля, и вместо лояльных клиентов бизнес получит негативно настроенных людей.

Визуальная коммуникация осуществляется с помощью образов, которые формируют в сознании у целевой аудитории заданные установки. Например, с помощью истории можно рассказать о том, что банк заботится о защите средств клиентов и компенсирует украденные средства, если защитные алгоритмы не сработали.

Если хотите создать сильную историю используйте 4 принципа, описанные ниже. Они помогут раскрыть положительные характеристики бренда и усилить связь с целевой аудиторией.

Эмоциональная окраска

История должна транслировать определённые эмоции, чтобы пользователь прочувствовал её и понял, что нужно делать. Например, если в банковском приложении появляется напоминание о необходимости подключения двухфакторной авторизации, пользователь может отказаться от функции.

В этом случае поможет короткая история о том, что может случиться, если злоумышленники получат доступ к учётной записи. Они смогут узнать персональные данные и даже снять деньги, потому что переводы не подтверждаются кодами из SMS.

Большинство пользователей поймут, что двухфакторная авторизация поможет усложнить жизнь мошенникам и повысит защиту средств и личных данных. Наглядная история работает лучше, чем всплывающие уведомления с эмоциональным текстом, который сильно давит на пользователей.

Герой в центре сюжета

Лучше всего, чтобы в середине истории был главный герой, который попадает в определённую ситуацию. Если вернуться к примеру с банком, то можно взять условного Ивана. Он не заботился о сохранности денег и сказал пароль мошенникам в ходе телефонной беседы.

Из-за того, что получить доступ к личному кабинету можно было без SMS-кода, Иван лишился своих сбережений. Теперь он не поедет в отпуск и ему придётся несколько месяцев экономить, чтобы поправить финансовое положение.

Знакомство с героем должно пройти гладко, потому что люди заранее расположены к взаимодействию с интересным контентом. Если история хорошо подана и проиллюстрирована тематическими картинками, затягивающий эффект обеспечит хороший user experience.

Персонализация

Не все представители целевой аудитории переживают за Ивана. Они могут ему сочувствовать, но двухфакторную авторизацию всё равно откажутся подключать. Проблема в том, что они считают проблему далёкой. Все думают, что с ними такого не случится. А когда деньги будут потеряны, визуальный сторителлинг уже будет бесполезен.

Дизайнерам необходимо тщательно продумать структуру истории, чтобы её можно было персонализировать. Для этого можно запрашивать имя клиента при авторизации или подгружать его из данных, указанных в личном кабинете.

Когда условный Иван пропадает и на арену выходит вполне реальный Алексей, проблема становится близкой. Человек понимает, что он тоже может с ней столкнуться и может последовать совету в приложении.

Развитие персонажа

Если рассказать о том, что Иван потерял деньги и оборвать на этом историю, пользователи могут негативно отреагировать на такое поведение. Необходимо довести её до конца, чтобы показать, как действовать и что это даст.

Мы показываем, что Иван лишился денег, но так как у него была оформлена страховка, банк компенсировал часть утраченной суммы. И порекомендовал пострадавшему клиенту воспользоваться дополнительными методами идентификации.

В будущем таких Иванов станет меньше, потому что систему безопасности доработают и обойти SMS-коды не получится. Грустный Иван в конце станет весёлым, потому что его ждёт хэппи-энд.

Советы по созданию визуального сторителлинга

Бизнесу и дизайнерам, которые хотят вместе реализовать историю для продвижения бренда, необходимо ответственно подойти к решению задачи. Если в ходе знакомства пользователей с UI что-то пойдёт не так, восстановить утраченное доверие будет непросто.

Мы собрали советы, которые дадут возможность превратить визуальный сторителлинг в инструмент увеличения лояльности к бренду. Делать пользователей заинтересованными в продуктах и услугах станет гораздо проще.

  1. Отталкивайтесь от цели. У любой истории должна быть осязаемая цель. Если хотите что-то рассказать аудитории, подумайте, зачем людям тратить время на взаимодействие с визуальным контентом.
  2. Обеспечьте максимальное погружение. Ивана, который потерял деньги, очень жалко. Чтобы не стать таким Иваном пользователи готовы потратить время на знакомство с новыми функциями.
  3. Меньше вымысла, больше смысла. Лучше всего рассказывать реальные истории и подкреплять их фактами. Они работают гораздо лучше выдуманных.
  4. Продумайте структуру. Как и в литературных произведениях у визуальной истории должна быть завязка, кульминация и развязка.

Визуальный сторителлинг — эффективный приём, который позволяет рассказывать о сложных продуктах. Используйте инструмент, чтобы усилить вовлечённость пользователей, познакомить их с важными функциями и показать бренд с новой стороны.

Веб-студия IDBI помогает решать любые задачи, связанные с дизайном. Если вы хотите создать интернет-магазин и рассказать о нём целевой аудитории — обращайтесь к нам.