При разработке дизайна сайта часто веб-дизайнеры вдохновляются работами своих коллег. Большинство начинающих дизайнеров копируют работы профессиональных дизайнеров на стадии обучения. Как не переступить эту тонкую грань и не перейти в плагиат? Какое копирование допустимо и простительно? Как использовать работы других дизайнеров для поиска идей? Ответим на эти вопросы в нашей статье.

Между вдохновением и воровством

В профессиональном мире веб-дизайна каждый день публикуются огромное количество работ в открытых и закрытых источников. Дизайнеры смотрят работы в этих подборках для вдохновения и развития своего профессионализма, создают мудборды и референсы. Некоторые работы настолько потрясают, что возникает желание сделать так же. И в этом кроется опасность: как создать дизайн уникальным, и в то же время соответствовать трендам. Такой подход копирования даже полезен - развивает навыки и насмотренность дизайнера. Однако, в некоторых случаях это приводит к непредсказуемым последствиям.

Взять, к примеру, дизайн логотипа будущей Олимпиады в Токио в 2020 году. Дизайнера Кенджиро Сано обвинили в плагиате, так как созданный им логотип был очень похож на работу Оливье Дэби - логотип театра в Льеже.

дизайн логотипа будущей Олимпиады в Токио в 2020 году

Была ли работа японского дизайнера плагиатом? Возможно ли простое совпадение геометрических форм, и в результате подтверждается теория о том, что все, что есть в дизайне - уже кем-то придумано? Организаторы олимпиады решили не проверять эту теорию и отказались от утвержденной эмблемы.

Можно выделить три типа копирования дизайна:

  1. Копирование чужого дизайна без изменений.
  2. Взятие чужого дизайна за основу и переделка под собственный стиль.
  3. Наблюдение за другими работами и копирование отдельных элементов с изменением под свою концепцию.
  4. Подражание работам других дизайнеров.
  5. Разработка собственного стиля и копирование своих же работ.

Разберем подробнее все виды копирования и постараемся определить степень их влияния на конечный продукт.

Плагиат в дизайне сайтов

Большинство дизайнеров начинают свой путь с полного копирования чужих работ. Что копируют дизайнеры:

  • шаблон дизайна сайта в целом - структуру, оформление;
  • изображения;
  • текстовый контент;
  • стиль сайта;
  • отдельные элементы дизайна - кнопки, формы, элементы навигации и прочее.

Однако, копирование элементов дизайна без изменений называется плагиатом и запрещено авторским правом, так же как и использование на сайте нелицензированных изображений (к примеру, из простого поиска Яндекса или Google).

Вернемся к случаю с эмблемой олимпиады. Эта ситуация породила массу споров в профессиональном сообществе. Так как эмблема театра не была официально зарегистрирована, с юридической стороны плагиата как такового не было. Однако, чтобы избежать скандала и судебных тяжб, администрация заменила разработанный логотип.

Еще одна история, связанная с копированием дизайна - спор между Samsung и Apple. Компания Samsung призналась в заимствовании некоторых элементов дизайна и выплатила денежную компенсацию.

Что делать, если конкуренты полностью скопировали дизайн и контент сайта? Есть несколько способов борьбы с плагиатом в интернете:

  1. Обратиться к хостеру конкурента с требованием заблокировать сайт.
  2. Обратиться в службу поддержки Яндекс или Google.
  3. Попытаться решить проблему через суд.

Или просто поговорить с конкурентом о проблеме. Некоторые компании не хотят скандалов и при нарушениях сами меняют дизайн сайта.

В любом случае, плагиат - это воровство и неуникальный дизайн. Это бьет по репутации компании, провоцирует отток клиентов и не приносит ожидаемой прибыли.

Изменение чужого дизайна под себя

Некоторые работы поразительно похожи на работы профессионалов, однако, привлечь за откровенный плагиат дизайнера не представляется возможным. Например, всеми известную социальную сеть «ВКонтакте» обвиняли в копировании другой сети Facebook. Однако, никто так и не смог этого доказать.

Социальная сеть «ВКонтакте»

Социальная сеть Facebook

Проверить дизайн на признаки плагиата сложнее, чем текст или отдельное изображение. Малейшее изменение формы и цветовой гаммы - и получается что-то новое. То есть, если дизайнер взял идею и воплотил ее в собственном решении, технически это не считается плагиатом и копированием чужих работ.

Существует проблема, которой подвержены все сайты без исключения - некоторые функциональные элементы на всех ресурсах похожи друг на друга. К примеру, один из распространенных символов меню «гамбургер» теперь повсеместно используется на сайтах и в мобильной разработке, хотя тоже был придуман дизайнером.

Тоже самое касается основных элементов призыва к действию - кнопок, форм, блоков для подписки и прочее. Принципиально новые элементы дизайнеры стараются не использовать, так как это негативно влияет на юзабилити сайта - уровень понимания пользователя, как взаимодействовать с интерфейсом. Подробнее об этой проблеме мы писали в этой статье. Также существуют привычные пользователю структуры, которые используются в дизайне - оформление преимуществ компании (иконка + надпись внизу), расположение карточек товара в интернет-магазинах, слайдеры на главном экране и прочее.

Еще одна проблема - использование изображений. Желание предпринимателей сэкономить на разработке ресурса вынуждает дизайнеров пользоваться бесплатными фотостоками. Поэтому нередки случаи, когда одно и тоже изображение встречается на сайтах несколько раз. К примеру, фотография из стока одновременно используется на сайте продажи окон и на сайте заказа натяжных потолков:

Сайт продажи окон

Сайт продажи окон

Сайт натяжных потолков

Сайт натяжных потолков

Что это - копирование или просто использование одинаковых элементов? В данном случае - второй вариант. Чтобы не попастся на повторении, есть несколько рекомендаций по использованию стоковых картинок.

1. Ищите подходящее фото, не берите первое попавшееся

Чтобы найти картинку, идеально подходящую к контексту, нужно постараться. Первые встретившиеся изображения с рукопожатиями кочуют из ресурса в ресурс, хотя порой на фотостоках встречается оригинальный контент.

2. Попробуйте изменить стоковое изображение

Поменять настройки яркости и контрастности или изменить картинку до неузнаваемости. В случае с приведенным примером, компания, которая занимается продажей торшеров добавила свой товар в интерьер и вот, что получилось:

компания по продаже торшеров

3. Посмотрите, где еще используется фотография и не делайте также

Это можно сделать с помощью обычного поиска по картинке от Яндекс или Google. Избегайте полных повторений с другими сайтами и используйте стоковые картинки в новых воплощениях.

Копирование как наблюдение

Поиск идей - неотъемлемая часть создания дизайна продукта. Просматривая другие сайты, портфолио из открытых источников и ресурсы профессионального сообщества, формируется так называемая «насмотренность». Это визуальный опыт, благодаря которому дизайнер может разбираться в трендах, создавать новые элементы на основе уже увиденных ранее работ и различать мелкие детали. К примеру, не каждый может различить популярные шрифты Helvetica и Arial.

шрифты Helvetica и Arial

Если дизайнер сам попробует создать собственный шрифт, просмотрит различные шрифты от дизайнеров и проанализирует их отличия, в дальнейшем он будет подмечать тонкости, больше обращать внимание на типографику.

Так и с дизайном сайтов - чем больше мы наблюдаем, подмечаем идеи различных авторов, тем больше сможем применить в дизайне.

Однако, дизайнер может столкнуться с другой проблемой - «это уже было». В наше время с развитием технологий, где каждый может стать кем угодно, появляется большое количество похожих работ с одними и теми же элементами. Поэтому важно соблюсти баланс: дизайн должен быть трендовым, иметь схожие черты и элементы с большинством интерфейсов для удобства пользователей, и в то же время отличаться и выделяться среди остальных. С оригинальностью и креативностью тоже можно переусердствовать, и тогда работа становится непонятной для остальных.

Кроме того, очень большую роль в создании дизайна сайта играют различные ассоциации и устоявшиеся клише в зависимости от деятельности компании. К примеру, туристическое агентство ассоциируется с пляжем и солнцем, стоматология - с врачами в белых халатах и прочее. В результате дизайнеры используют похожие приемы и тем самым создается ощущение, что все копируют друг у друга. Избежать этого можно, если придумывать новые ассоциации или использовать оригинальные приемы для оформления - анимацию, 3D-изображения, уникальные иллюстрации и прочее.

Подражание в дизайне

Знаменитые художники стали знаменитыми не только из-за своего таланта, но и упорства. Многие учились, копируя и подражая как известным мастерам, так и своим учителям. К примеру, Ренуар проводил свободное время, копируя произведения великих художников, пока не пришел к своему собственному стилю. Некоторые рисовали идентичные сюжеты и одних и тех же людей.

Та же самая ситуация наблюдается в дизайне. Восхищаясь работами профессионалов, дизайнеры нередко ищут идеи в портфолио известных студий, дизайнеров и агентств. Наверняка у каждого есть свои ориентиры в этой сфере, которые сознательно или неосознанно применяются при оформлении веб-сайтов, создании логотипов, фирменного стиля. Подражание работам профессионалов - хорошее упражнение для тех, кто ищет собственный стиль и старается стать специалистом в своем деле.

Как использовать чужие работы для вдохновения и не опускаться до откровенного плагиата?

  1. Использовать идеи, а не их техническую реализацию.
  2. Не выдавать чужие работы за собственные.
  3. Комбинировать работы различных авторов.
  4. Перерабатывайте идеи под себя и используйте вместе с привычными элементами дизайна.

Есть компании, которые задают тренды и которым подражают другие. Самые известные предприятия, которым подражает весь мир - Apple и Google. Так компания Apple снова ввела в моду градиенты, а Google выпустили свою концепцию Material Design. В этих случаях подражание является не просто копированием, но и следованием новшествам в дизайне.

Создание собственного стиля

Дизайнеры, которые достигли высокого уровня профессионализма и имеют собственный стиль уже сами являются источником вдохновения для других. Однако, есть случаи, когда работы повторяют друг друга и перестают быть уникальными. Например, если используют собственные макеты как шаблоны для разработки других сайтов.

Также создание дизайна - это не только постоянное творчество и поиск оригинальных решений, но и кропотливая работа, анализ уровня конверсии сайта и влияния на продажи тех или иных элементов. Бывает так, что дизайнер использует уже проверенные схемы и работы получаются похожими друг на друга.

Как не потерять вдохновение и создавать уникальный дизайн? Так же, как и в случае с подражанием - искать идеи у своих коллег, наблюдать за крупными изобретателями трендов, искать вдохновение в культуре, искусстве, природе и всем, что нас окружает.

При разработке дизайна, новых концепций, вопросы остаются теми же: как быть в тренде и в тоже время создавать оригинальные решения, когда «все уже придумано». Как искать идеи и не опускаться до плагиата чужих работ. Где еще искать вдохновение, кроме копирования чужих решений.

Что касается новшеств в дизайне, даже на фоне развития технологий, главным становится не техническая реализация, а идея, в тесной связи с индивидуальным контекстом. Только так можно сделать что-то индивидуальное. Только таким образом можно избежать ограничений формы, визуального восприятия и технических возможностей.

Студия дизайна IDBI ищет вдохновение как у своих коллег, так и в окружающей среде: природных явлениях, моде, культуре различных стран, искусстве, особенностях каждой компании и ее деятельности. У нас вы не найдете похожих работ - каждый дизайн индивидуален и включает в себя как работающие приемы повышения конверсии сайта (например, элементы, повышающие доверие пользователя), так и оригинальные решения в композиции, цветовой гамме. Мы используем и классические правила дизайна, и новые идеи для наших клиентов.