Задача любого сайта в том, чтобы посетители запомнили интерфейс и отличительные черты. Тогда у пользователей сформируются устойчивые ассоциации. В решении этой задачи помогает фирменный стиль, красивый дизайн и юзабилити.

Сегодня поговорим о важном элементе — favicon. В статье поделимся советами и проанализируем креативные примеры.

Допустимые форматы и размеры

Favicon — значок, который отображается в адресной строке браузера. Визуальный элемент появился в 1999 году в Internet Explorer. В то время можно было отследить, сколько юзеров добавили страницу в закладки по количеству обращений к фавикону. Сейчас такой возможности нет.

Компания Microsoft создала веб-стандарты, и с того времени иконка постепенно начала появляться в разных браузерах. Favicon отображается в закладках, истории просмотра и результатах поиска Яндекса. На мобильных устройствах и планшетах значок показывается на рабочем столе, если добавить ссылку на главный экран.

Изначально браузеры поддерживали только формат ICO, но по мере развития список расширился.

Список расширений:

  1. ICO. Самый популярный вариант. Главная особенность — хранение в файле нескольких размеров.
  2. PNG. Современный стандарт. Поддерживается всеми браузерами, в том числе и капризным Internet Explorer.
  3. GIF. Анимированный фавикон выглядит круто, но используется редко.
  4. SVG. Единственное решение для Safari под iOS и maCOS. Векторные картинки мало весят и хорошо масштабируются, но пока что не получили широкого распространения.
  5. JPEG. Проигрывает PNG по четкости. Никаких плюсов не даёт, использовать не рекомендуется.

С форматами разобрались — надо использовать PNG, SVG или GIF. Теперь перейдём к другому важному атрибуту.

Чаще всего фавиконы делают в размерах 16x16 или 32х32. Раньше можно было сделать значок в PNG или ICO и установить на сайт. Сейчас этого недостаточно. Надо учитывать особенности разных платформ.

Платформа Допустимые разрешения, px
Веб-браузеры 16x16, 32x32, 48x48
ОС Windows 144х144
Android 192x192, 512х512
iOS 180x180
macOS зависит от изображения

Без знаний и опыта легко запутаться в форматах, разрешениях и отличительных чертах Android, Windows Phone и iOS. В решении задачи поможет специальный генератор.

Пошаговая инструкция:

  1. Заходим на RealFaviconGenerator.
  2. Загружаем файл в разрешении 260х260.
  3. Проверяем отображение.
  4. Меняем настройки до оптимального результата.
  5. Нажимаем на кнопку генерации.
  6. Сохраняем архив.
  7. Интегрируем код в шаблон веб-страницы.

RealFaviconGenerator

Инструмент даёт возможность экспериментировать с вариантами под разные платформы. Для браузеров под десктопы все стандартно. В Chrome под Android можно задать цвет фона и изменить размер в визуальном редакторе. Windows 8 и 10 с плиточным интерфейсом поддерживает аналогичные функции. Кстати, в последних редакциях Windows фавикон показывается крупным планом в «плитке» на панели «Пуск».

После настройки и установки обязательно проверьте корректность с помощью Favicon Checker.

На этом технические нюансы заканчиваются.

Выбираем картинку

Favicon отображается в адресной строке браузера и результатах поиска Яндекса. Гугл активно проводит эксперименты с показом иконки рядом с названием сайта на компьютерах. Пока непонятно, закрепится ли поведение на постоянной основе. Это сигнал для того, чтобы потратить время на разработку элемента. Тем более, что на мобильных устройствах favicon показывается всегда.

Преимущества значка:

  1. Вызывает доверие. Посетители оценивают логотип, дизайн и часто смотрят на изображение в браузере. Если оно сделано нестандартно — проект получает плюс один балл в глазах аудитории.
  2. Повышает узнаваемость. Иногда юзеры сохраняют полезный контент в закладки и через время при поиске находят её именно по узнаваемому фавикону.
  3. Увеличивает кликабельность. Необычная картинка привлекает внимание в результатах поисковиков.
  4. Даёт преимущество над конкурентами. Если потенциальный клиент ищет услугу или выбирает товар, каждый необычный элемент влияет на его опыт и будущую конверсию.

Многие проекты игнорируют favicon или просто берут логотип и подгоняют его под размер. Этот вариант сработает только для картинок в виде символа. К примеру, если взять лого корпорации Microsoft в стандартном формате и уменьшить до 32х32 пикселей, результат будет ужасным. Именно поэтому компания сделала иконку в виде 4 плиток разных цветов. Она гармонично смотрится в миниатюрном квадрате.

Пример Майкрософт

Посетители без труда узнают фирменный значок Microsoft и выделят его из тысячи других вариантов.

Советы по выбору иконки:

  1. Тематичность. Фавикон должен ассоциироваться с брендом. Идеальный вариант — урезанная версия логотипа или первая буква названия фирмы.
  2. Контрастность. Используйте яркие цвета. Если выбрать нежные тона, элемент будет сложно разглядеть из-за маленького размера. Оптимально подойдет красный, оранжевый, темно-синий.
  3. Чёткость. Изображение в плохом качестве выглядит неуместно. Лучше отрисовать картинку в векторе и подогнать под квадратный формат.
  4. Простота. Слоган или широкий логотип испортят впечатление. Сделайте упрощенную версию с элементами фирменного стиля бренда.
  5. Креативность. Не используйте варианты из стандартных наборов. Поставьте задачу дизайнерам, они воплотят в жизнь необычную концепцию.

примеры фавиконов

На скриншоте выше представлены результаты поиска в конкурентной тематике пластиковых окон. В первом случае всё отлично — фавикон чёткий, яркий и необычный. Второй сайт сделал уменьшенную копию логотипа и рассмотреть символы крайне сложно. Третий проект — идеальный пример того, как делать не надо. Favicon разработан на базе логотипа, но он сплюснутый и нечитабельный.

Используем анимацию с умом

Динамические изображения привлекают больше внимания. Анимированную иконку стоит делать только если есть креативная идея, которая усилит общее положительное впечатление. Современные технологии позволяют даже сделать видео, которое будет воспроизводиться в квадратике 32х32. Но это плохая идея.

Пример легкой анимации

На портале для веб-мастеров MB4 установлен динамический фавикон. Для разработки проекта использована ракета из логотипа. Из хвоста вырывается разноцветное пламя. В Яндексе отображается красивый статический вариант.

Учитываем разные платформы

Современные браузеры анализируют исходный код сайта и подставляют подходящую картинку в зависимости от особенностей системы. При увеличении маленького квадратика результат будет плохим. Поэтому используйте наши рекомендации и сделайте картинки под все платформы.

Favicon в исходном коде

В структуре главной страницы проекта о пластиковых окнах из примера выше задан один размер 48х48 пикселей. Несложно представить, как обстоит ситуация с отображением на Android, iOS, macOS и Windows Phone.

В условиях высокой конкуренции каждая мелочь влияет на впечатления посетителей. Надо учитывать веб-стандарты и стараться делать лучше, чем у конкурентов.

3 креативных примера фавикона

Необычные примеры помогут лучше понять задачу и смотивируют на разработку нестандартного проекта.

Mixcloud

На британском сервисе для прослушивания потокового аудио в favicon заложен необычный механизм. При включении любой мелодии стандартная иконка облака меняется на значок активного плеера. После нажатия кнопки паузы картинка подстраивается под действие. По мере прослушивания обводка синхронизируется с временем воспроизведения.

Фавикон на сайте Mixcloud

Юзер может даже не открывать вкладку Mixcloud, чтобы узнать, сколько осталось до конца подкаста. Эта мелочь экономит время и создает положительные ассоциации.

Trello

Облачная платформа для управления проектами изменяет цвет фавикона под установленный фон. В настройках меню надо выбрать другой оттенок. А дальше дело за магией технологий.

фавикон в Trello

Пользы от такой фишки нет, но аудитории наверняка нравится эстетика и креатив.

Google Календарь

Сервис для планирования встреч и событий динамически обновляет дату в иконке. Крутой анимации нет, но решение вызывает интерес, как только значок попадает в поле зрения.

Google Календарь

При создании фавикона соблюдайте баланс. Некоторые сайты встраивают в маленький квадратик длинные ролики, игры и сложную анимацию. Подойдёт и статическое изображение, если оно отражает философию компании, привлекает внимание и отпечатывается в памяти.

Креативный favicon можно сделать для любого сайта. Обращайтесь в студию IDBI за помощью в этом вопросе.