Материальный дизайн создан для того, чтобы сделать цифровые объекты реалистичными. То есть им добавляют физические свойства. Они считаются осязаемыми и реальными.

В этом материале мы поговорим о революции в мире веб-дизайна, которую совершил Google.

История возникновения

Когда-то у веб-сайтов и мобильных приложений экосистемы Гугла не было единого стиля. У каждого продукта были свои недостатки. В 2011 году корпорация решила интегрировать во все проекты концепцию, которую назвали Project Kennedy.

Отсылка к президенту США Кеннеди связана с тем, что основатель технологической корпорации Ларри Пейдж считает, что продукты нельзя улучшать на 5-10%. Если изменять их, то целиком. Джон Кеннеди запустил программу полёта на Луну. А Пейдж поставил задачу поменять подход к оформлению интерфейсов.

Совместная работа дизайнеров и программистов изменила внешний вид сервисов Google и приложений для смартфонов. В тоже время пользователи столкнулись с серьезной проблемой —структура продуктов на телефонах сильно отличалась от веб-версий. IT-гигант бросил все силы на то, чтобы быстро устранить недочёт.

В 2014 году на ежегодной конференции Google I/O компания представила на суд общественности новую систему, которая получила название Material Design. В ней специалисты корпорации глобально пересмотрели подход к структуре интерфейсов и взаимодействию с графическими объектами на экране. Она обеспечивает уникальный пользовательский опыт на разных устройствах: от компьютеров до маленьких смартфонов.

Дизайнеры Гугла ставили перед собой несколько основных задач:

  1. Создать систему оформления, которая будет чем-то бо̀льшим, чем просто стиль.
  2. Разработать свежую концепцию на основе существующих направлений Flat и Metro.
  3. Вывести дизайн на новый уровень. Сделать интерфейс не просто красивым, а осязаемым.

Новый подход задаёт вектор движения, а не создаёт чёткие границы. UI рассматривается как живой объект со всеми присущими ему свойствами.

Надо отдать дань уважения корпорации с мировым именем. Она взяла наработки Metro и Flat, добавила уникальные фишки и создала новую философию, которая мгновенно стала популярным и превратилась в рабочую концепцию для миллионов интерфейсов по всему миру.

Материальный дизайн начал развиваться более 5 лет назад, но многие специалисты до сих пор обходят его стороной и не хотят вникать в особенности. Для них он остаётся непокорённой вершиной Эвереста, до которой непросто добраться.

Цель статьи — рассказать о главных принципах идеи Google и показать, что с этим прорывом в сфере user interface надо познакомиться поближе. Профессионалы должны понимать, что макеты в графических редакторах — не просто красивые картинки. Гугл первым вдохнул в них жизнь и показал, что объектам можно задать свойства и логику поведения.

Главные принципы

В основе лежат 4 основных правила, которые Гугл изложил в справочном руководстве на официальном сайте. Прежде чем переходить к их рассмотрению, давайте проанализируем сильные стороны концепции.

Главные преимущества:

  • простота восприятия;
  • унифицированный интерфейс на всех платформах;
  • логичное поведение объектов;
  • адаптивность.

Material — метафора, которая объединяет правильную организацию пространства и движение сущностей.

Тактильные поверхности

Первый и главный принцип — осязаемые слои, которые размещаются на «цифровой бумаге». Каждый элемент является частью единой системы. Границы и тени создают анатомическую последовательность, которая представляется как «живой организм» с постоянным взаимодействием компонентов.

Поверхность — контейнер с границами в виде тени. Минималистичный подход кажется слишком простым, но этого набора хватает чтобы различать элементы и понимать, как они соотносятся.

Главные особенности:

  • минимум эффектов;
  • верхние объекты отбрасывают тень на нижние;
  • фигуры привязаны к одному месту с координатами по оси Z.

Концепция Flat Design не допускает использование теней и других эффектов, создающих объём. В Material большую роль играет принцип глубины. Она помогает фокусировать внимание на главных компонентах и подсказывает, как взаимодействовать с кнопками, фигурами или прокруткой. Глубина должна использоваться с хирургической точностью. Если она не привязана к сценарию взаимодействия, лучше поискать другое решение.

Обязательно надо учитывать, что у физических объектов есть начало и конец. Элементы внутри интерфейса должны быть расположены так, чтобы они не «цеплялись» за края экрана. Не забывайте, что философия построена на восприятии UI как «живого организма».

Тактильные поверхности базируются на использовании нескольких уровней — фигуры размещаются на разной высоте и отбрасывают тени. «Магия» обязательно происходит в рамках законов физики. Реалистичность изображения достигается за счёт того, что верхние слои направляют «лучи» на нижние.

Полиграфический дизайн

Взаимодействие компонентов в цифровой среде осуществляется по определённым правилам. Если интерфейс — это «бумага», то все блоки, располагающиеся внутри системы, написаны «чернилами». Философия идеи Google предполагает использование прописных истин полиграфии в сфере проектирования UI. Это касается шрифтов, сеток, иконок, цветовых схем и мультимедиа.

Пользователям нравятся интерфейсы, в которых элемент находится на своём месте, активно взаимодействует с другими и оформлены, как часть «печатной версии газеты». Представьте, что экран приложения — цифровой «лист». Без направляющих, гармоничной типографики, чётких границ и композиции цветов даже самая крутая работа превратится в хаотичный шаблон.

Второй принцип Material Design состоит из 7 «кирпичиков». Давайте кратко остановимся на каждом из них.

На первом месте находится типографика. В печатной продукции она решает две главные задачи:

  1. Задаёт стиль издания.
  2. Образует «скелет» контента.

Проверить гармоничность шрифтов очень просто. Надо мысленно удалить иконки и другие визуальные элементы. Если без них структура остаётся неизменной, значит типографика выполнила свою задачу. Крупные заголовки обычно сочетаются с маленькими абзацами и сносками. Между блоками заметна граница, которую задают равномерные отступы.

Играет роль и размер шрифтов. Важные блоки делают большими, а второстепенные уходят на второй план. Авторы Material Design акцентируют внимание на том, что семейство шрифтов надо обязательно протестировать на кроссплатформенность. Иначе разница отображения может вызвать диссонанс.

Контраст шрифтов в книгах, журналах и газетах отлично вписывается и в плоскость цифровой среды. Текст на разных участках оформляют в едином стиле, но отличия должны чётко прослеживаться.

Сетка и направляющие помогают создавать UI с максимальной точностью. В Material Design используются модульные сетки с шагом 8dp. Dp — единица измерения, которая учитывает плотность экрана устройства. Границы задают структуру макета и обеспечивают удобное восприятие контента.

Создатели нового стиля оформления пересмотрели подход к использованию иконок. Они были частью UI и раньше, но теперь стали более дружелюбными. Есть даже неофициальный портал с большим набором готовых вариантов.

В полиграфии от правильного использования цвета зависит восприятие материала читателями. В цифровой среде действуют аналогичные правила. Концепция Гугла в этом аспекте предполагает использование композиции основного и дополнительных оттенков. Главный цвет используется в элементах управления, а акцентные привлекают внимание к важным компонентам.

Последний ключевой фактор полиграфического дизайна — применение иллюстраций и фотографий. Повсеместно используются насыщенные цветами картинки, которые размещаются без рамок.

Если кратко охарактеризовать свойства полиграфии в материальном дизайне, то это:

  • видимые отступы и границы;
  • гармоничные шрифты и цвета;
  • яркие фотографии и «мультяшные» иллюстрации.

Осмысленная анимация

Неотъемлемая часть философской концепции материального дизайна — анимация. Благодаря использованию динамических эффектов, пользователи видят отклик на действие. Это позволяет установить связь между интерфейсом и жестом. В основе лежит слово «осмысленная». То есть нельзя просто добавить анимацию и считать задачу решённой. Надо идти другим путём. Пользователь должен понять, что произошло, а не просто наслаждаться красивым перемещением.

Объекты реального мира не могут появляться из воздуха и снова растворяться в пространстве. Они должны быть привязаны к определённым механизмам и событиям. Практичная анимация предполагает, что после выполнения действия юзер понял, что ему дальше делать.

Давайте рассмотрим механизм на примере. По нажатию на кнопку с плюсиком открывается экран добавления нового события. Карточка появляется плавно, без резкости и чрезмерного пафоса. Отмена действия осуществляется с той же изящностью. Прямоугольная область аккуратно превращается в круглый объект. Анимация не просто добавляет wow-эффект в стандартное действие. Она рассказывает историю, а пользователь её слушает и мгновенно понимает.

Этот принцип работает благодаря 4 важным атрибутам:

  1. Асимметричность. Границы интерфейса зависят от толщины устройства, поэтому трансформации должны осуществляться в пределах плоскости. Изменение пропорций объектов выполняются независимо. Если не следовать этому правилу, пользователь столкнётся с неправильным масштабированием объектов. Необходимо, чтобы анимация осуществлялась равномерно.
  2. Реакция. В центре должно находиться прикосновение. Реакция на действия обычно происходит мгновенно. Прикоснулся пальцем к кнопке, и она отреагировала на касание.
  3. Микроанимации. Инструмент позволяет задавать сценарии работы для маленьких элементов. В интерфейсе важна каждая деталь, микроанимации обеспечивают детализацию и максимальное погружение в работу цифровой среды.
  4. Чёткость и резкость. Суть последнего критерия заключатся в том, что перемещение должно быть резким, но в тоже время чётким. Важно соблюдать принцип естественности. Как будто фигура двигается по своему желанию, а не за счёт программного кода.

Анимация — важный элемент, сценарий работы с ней надо писать заранее. Лучше не оставлять задачу на потом. Опытные дизайнеры советуют соблюдать баланс и помнить, что динамика должна быть осмысленной.

Адаптивность

Возвращаемся к изначальным задачам, которые ставили перед собой сотрудники IT-корпорации. Они хотели создать единую концепцию для всех продуктов компании. Чтобы сервисы переходили в приложения и отображались одинаково.

Адаптивный дизайн изящно решает проблему отображения контента на девайсах с разными параметрами дисплея.

Начнём с того, что по мере уменьшения экрана девайса надо резко сокращать объём контента. Если на широкоформатном мониторе компьютера легко помещаются длинные раскрывающиеся списки, то на смартфоне пространство сильно ограничено. На помощь приходит разделение действий на несколько экранов. Сначала показываем список, а затем по клику выводим подробное описание.

Одна из задач, которую приходится решать проектировщику — организация пространства в макете. На тематическом ресурсе о материальном дизайне есть хорошая подсказка. Там предлагают использовать whiteframes или белые рамки. Они дают возможность понять, как согласовать слои и тени на разных девайсах.

Единицей измерения отступов является независимый пиксель dp. Стоит учитывать, что для устройств с разными форм-факторами расстояние будет разным. Для смартфонов 72dp, а для планшетов — 80. При создании фигур надо использовать кратные пропорции.

Основной структурной единицей являются блоки. Интегрируйте их в модульную сетку и получите организованное пространство для творчества. Добавьте объекты, тени, анимацию и базовая работа закончена.

Графический дизайнер должен быть не только умелым проектировщиком, но ещё и тестировщиком. Он должен чётко понимать, как будет отображаться UI на смартфонах, планшетах, ноутбуках и 30-дюймовых мониторах. Если учесть, что на компактных устройствах есть горизонтальный и вертикальный режимы отображения, специалисту надо потратить ни один день на создание прототипов с учётом особенностей гаджетов.

Популярность Material Design

После презентации революционного подхода к дизайну виртуальных продуктов концепция Google быстро распространилась и укоренилась в профессиональном сообществе. Некоторые проекты хотели поменять оформление, чтобы следовать за трендами. Другие поняли преимущества осмысленного интерфейса. IT-корпорация совершила большой прорыв.

С любым приложением Гугла на смартфоне удобно взаимодействовать. Складывается впечатление, что на экране настоящие объекты, которые выполняют чёткую цель, но при этом являются самодостаточными.

Google поставила целевую аудиторию на первое место. Компания не просто создала единый стиль для своих продуктов. Она подробно описала концепцию и создала тематический сайт с инструкциями, статьями и примерами. Эта работа заслуживает уважения.

Мы в IDBI восхищаемся материальным дизайном и с радостью возьмёмся реализовать любой проект в рамках этого направления.