Прототипы не всегда обязательны: 5 аргументов против них
НАЗАД

Прототипы не всегда обязательны: 5 аргументов против них

Одна из главных проблем дизайнеров — отсутствие налаженного дизайн-процесса. Они иногда работают без технического задания и в итоге тратят время зря, потому что результат не устраивает заказчика. Если грамотно выстроить процесс создания цифровых продуктов, получится защититься от проблем и повысить продуктивность.

В статье поговорим о том, в каких случаях прототипы не обязательно делать. Разберём их недостатки и проанализируем основные аргументы против них, которые стоит знать всем дизайнерам.

Какую роль играют прототипы в дизайне интерфейсов

Новички, которые только постигают тонкости дизайн-процесса, часто тратят много времени на прототипы и сами отодвигают задачу от логического завершения. Вместо того, чтобы вникнуть в суть продукта, они создают структуру на основе конкурентов и занимаются «декором».

Роль прототипов в дизайн-процессе сильно переоценена. Если у заказчика есть техническое задание и он чётко представляет, что хочет получить в итоге, тратить время на проектирование отдельного «макета» необязательно. Можно сразу приступить к «черновику» и постепенно превращать его в полноценный продукт.

Прототип обычно используется, как инструмент, который помогает быстро проверить проект на прочность. Если дизайнер освоил соответствующие инструменты и умеет создавать каркасы страниц или экранов, проблем не будет. А вот когда только на прототип уходит 40-50% времени, выделенного на всю задачу, срок разработки сильно увеличится.

Опытные специалисты знают, что прототипы — финальная версия макета, которая очень близка к реальному продукту. Они сфокусированы на более поздних стадиях и не подходят для презентации проекта на старте разработки.

Ещё одна ошибка новичков заключается том, что они не понимают, с какой целью создаются прототипы и учатся на основе чужого опыта. В итоге получается, что время, потраченное на работу над прототипом, можно было использовать с пользой на другие задачи.

Прототип обеспечивает погружение в особенности продукта и отлично подходит для поиска критических ошибок. Представители целевой аудитории проверят продукт на прочность и дадут обратную связь. Их опыт поможет избавиться от проблем, которые могли повлиять на судьбу проекта после релиза.

Когда пользователи просто видят картинку на экране, они не до конца понимают, как это будет работать. Представьте, что вложились в строительство дома и сами спроектировали дизайн всех комнат. Эмоции от просмотра макета и реального интерьера сильно отличаются. Может оказаться, что оформление смотрелось хорошо только на экране, а в реальной жизни всё не так круто.

Прототип — неоднозначный инструмент в арсенале дизайнера, который часто используют не по назначению. Для него необязательно создавать анимацию или проектировать микровзаимодействия. Основное внимание должно быть уделено механике, которая влияет на опыт пользователей.

К примеру, клиент пришёл к дизайнеру за мобильным приложением по продаже автомобилей. Специалист спроектировал структуру главного экрана и категорий с фильтрами. Он решает создать прототип, но не может справиться с «оживлением» интерфейса своими силами.

К работе подключается моушн-дизайнер, маркетолог, аналитик и другие специалисты. Совместными усилиями получается сделать продукт, но срок разработки увеличивается в 2 раза. Клиент начинает нервничать и в итоге понимает, что результат сильно отличается от его идеи.

Прототипы выполняют несколько задач:

  1. Погружение в проект.
  2. Объяснение логики работы.
  3. Тестирование продукта для поиска слабых мест.

Если в процессе создания прототипа дизайнер чувствует, что отклоняется от базовой задачи и погружается в процессы, которые не приближают его к решению задачи, стоит отказаться от дальнейшей разработки.

Создавать полноценную структуру сайта или приложения для тестирования на целевой аудитории не всегда выгодно и специалист должен чётко понимать, когда стоит тратить время на прототип, а в каких случаях нужно забыть про него.

Начинающие дизайнеры часто поддаются общественному мнению. Они видят, что опытные коллеги делают прототипы для каждого проекта и стараются повторить их опыт на своём примере. Новички тратят недели на изучение инструмента прототипирования и не понимают, что на первых этапах карьеры будут редко получать сложные проекты.

Лучше потратить время на изучение принципов проектирования UI и научиться создавать интерфейсы с идеальным пользовательским опытом. Большинство простых задач можно легко решить и без прототипов, если с первых дней карьеры двигаться в правильном направлении.

Когда заказчик приходит с новым проектом и просит сделать прототип, дизайнер должен сразу понять, стоит ли это делать. Или лучше найти аргументы, чтобы убедить клиента отказаться от дополнительной траты времени.

Вайрфреймы, мокапы и прототипы

В вопросе создания дизайна продуктов под массовую аудиторию нет ничего однозначного. Если кто-то говорит, что первым делом надо создать логотип, а только потом подбирать цветовую гамму, необязательно следовать его советам.

Дизайн-процесс — уникальная технология, которая будет по-разному раскрываться в зависимости от особенностей проекта. Это не точная наука, где используются устоявшиеся термины и нельзя выходить за установленные рамки.

В сфере веб-дизайна, как и многих других IT-отраслях, много мифов, стереотипов и неоднозначных понятий. Кто-то придумал новую фишку, рассказал о ней в профессиональном сообществе и все начали использовать её в своих проектах.

Похожая ситуация сложилась и с прототипами. Многие дизайнеры не понимают разницу между вайрфреймами, мокапами и прототипами. Они думают, что прототип — черно-белый макет будущего сайта или приложения. То есть, первый уровень детализации продукта.

На самом деле, прототип ближе всего к финальному результату. А вот вайрфрейм — просто «скелет», который будет постепенно превращаться в UI. Эта незначительная ошибка может испортить процесс взаимодействия с клиентом.

Представьте, что дизайнер путает прототип с вайрфреймом и доказывает свою точку зрения заказчику. Спор никак не помогает решать задачу и, если конфликт зайдет слишком далеко, сотрудничество прекратится.

Аналогичное развитие событий произойдёт и в том случае, если вместо чёрно-белого вайрфрейма дизайнер потратит много времени на создание работающего прототипа, а клиент ожидает увидеть «скелет».

Цепочка эволюции проекта в теории выглядит так: вайрфрейм → мокап → прототип → готовый продукт. Из схемы можно убрать определённые компоненты, но только если есть чёткое понимание, как будет строиться работа без них.

В последние годы интерес к прототипированию начал расти с огромной скоростью. В интернете появились курсы, авторы которых обещают за несколько месяцев научить создавать прототипы с нуля. Именно они запутывают новичков, ведь на самом деле учат их создавать вайрфреймы.

Wireframe действительно можно спроектировать за несколько часов, а вот на прототип уходит гораздо больше времени. В зависимости от особенностей продукта на реализацию может уйти неделя или месяц.

Будем надеяться, что начинающие дизайнеры научатся воспринимать любую информацию критически и проверять её. К примеру, если ввести в форме поиска на Dribbble любой запрос, связанный с прототипами, представленные работы ответят на все вопросы.

Вайрфреймы позволяют в любой момент изменять направление движения будущего проекта, а когда есть готовый прототип, масштабные изменения перечеркнут предыдущий результат.

Многие дизайнеры не понимают, как работать с разными уровнями детализации будущего интерфейса, и эта ошибка может стоить им репутации в профессиональном сообществе. Любой негативный отзыв влияет на лояльность потенциальных клиентов.

Новичку необязательно учиться создавать вайрфреймы, мокапы и прототипы. Каждый уровень детализации продукта имеет свои особенности и на получение навыков уйдёт много времени. Лучше освоить в совершенстве хотя бы один инструмент и постоянно использовать его для рабочих задач.

Недостатки прототипов

Мы уже выяснили, что роль прототипов в дизайне интерфейсов сильно преувеличена. Новички часто путают понятия и тратят время на то, чтобы овладеть технологией, которая может им вообще не пригодиться.

Прототип — последняя ступень эволюции UI, которая показывает, как именно пользователи будут взаимодействовать с интерфейсом. На качество прототипа влияет детализация и подход к созданию анимации.

Motion-дизайнеры умеют «оживлять» интерфейсы, но это не стандартный навык для обычных специалистов. Те, кто постоянно работают со статической графикой, необязательно должны разбираться в анимации.

Для большинства мелких проектов по дизайну достаточно уметь проектировать структуру, подбирать шрифты и знать особенности адаптации контента под разные устройства. В этой схеме можно легко обойтись без прототипов.

Разберём недостатки прототипов, чтобы новички лучше поняли, с чем им придётся столкнуться в профессиональной карьере, если они всё же решатся освоить сложный инструмент.

Прототипы не заменяют техническое задание

Если клиент не знает, чего хочет, но просит дизайнера как можно быстрее реализовать проект без технического задания, не стоит соглашаться на его условия. Особенно, новичкам, которые ещё не научились понимать задачу с полуслова.

Проектирование любого интерфейса начинается с создания технического задания. Дизайнер совместно с клиентом составляет список требований к будущему проекту и при необходимости вносит в него изменения.

Если проект сложный, нельзя сразу создавать прототип без утверждения вайрфрейма. Дизайнеры часто допускают эту ошибку и потом жалеют о том, что отклонились от стандартного этапа дизайн-процесса.

Прототипы увеличивают длительность разработки

Представим, что компании по производству кормов для животных, нужен лендинг на 5-10 блоков. У заказчика есть логотип, фирменный стиль и чёткое видение процесса. От дизайнера нужна только реализация — превращение идеи в готовый продукт, который будет работать на пользу бренда.

В таком случае можно легко обойтись без прототипа. Более того, он вообще не нужен, чтобы передать суть проекта. Достаточно сделать вайрфрейм, утвердить его с клиентом и создать макет. На этом процесс разработки заканчивается и к задаче подключается программист.

Даже если дизайнер умеет создавать прототипы, их не надо обязательно использовать для каждого цифрового продукта. Если задание понятно без лишних слов, надо приступить к реализации как можно скорее, а не увеличивать сроки, чтобы сделать красивую анимацию.

Прототипы редко повышают стоимость проекта

Будем честны: большинство заказчиков хотят получить решение своих проблем и сэкономить деньги. Чем меньше времени на него уйдёт, тем лучше. Им не важно, как именно дизайнер будет работать над проектом, важен только конечный результат.

Для лендингов, простых визиток и сайтов-портфолио прототип не нужен. Это лишняя работа, которая не принесет пользу клиенту и отнимет много времени у дизайнера. Если заказчик не включил прототип в условия договора и техническое задание, не стоит брать инициативу в свои руки.

Для создания прототипов нужен опыт

Не стоит думать, что сделать интерактивную страницу просто. На эту задачу уходит много времени, потому что сначала надо разработать «скелет», затем добавить в него контент, продумать взаимодействие и подготовить презентацию.

Если страниц 5-10 или больше, дизайнеру придётся много работать, чтобы сделать интерактивный проект по каждому разделу. Это целесообразно, если перед ним стоит задача по разработке большого и сложного продукта, рассчитанного на коммерческое продвижение.

У прототипов много недостатков, поэтому надо тщательно подумать, перед тем, как предлагать их клиентам или тратить время на изучение сложных инструментов. Если подойти к задаче правильно, они могут помочь увеличить стоимость проекта, но всё зависит от позиционирования дизайнера на рынке.

Аргументы против прототипов

На обучающих курсах дизайнерам говорят, что за прототипами будущее и сейчас не один проект без них не обходится. Интерес к инструменту действительно увеличился, но важно понять, что он подходит не для всех цифровых продуктов.

Если говорить о вайрфреймах, то без них действительно сложно обойтись, потому что без чернового наброска не получится показать своё видение заказчику, обсудить недостатки и составить стратегию дальнейшего развития.

Мы собрали аргументы, показывающие, что создание прототипов — сложная технология, без которой можно легко обойтись, если клиент не настаивает на реализации интерактивного «макета».

Прототипы нужны для простых проектов

Главный аргумент, который начинающие дизайнеры должны запомнить и активно использовать в процессе взаимодействия с заказчиками. Если специалист хочет понять суть продукта и принести пользу людям, а не просто заработать деньги, он сделает всё, чтобы сократить путь к цели.

Если клиенту нужен простой сайт-визитка на 3 страницы и он уже составил техническое задание, можно обойтись вайрфреймом. Превратить ТЗ в базовый «скелет», а после утверждения сделать красивый и удобный интерфейс.

Дизайнеры, которые навязывают заказчикам своё мнение без чётких аргументов, вряд ли добьются успеха на профессиональном поле. Спорить можно, но только если слова подкреплены фактами.

Прототипы не помогают решать нестандартные задачи

Если клиент хочет получить креативный дизайн с анимацией и красивыми иллюстрациями, прототип не нужен. Представьте, что дизайнер потратит много дней на создание иллюстраций без предварительного согласования, добавит их в прототип и получит негатив от заказчика.

Такие ситуации совсем не редкость, потому что не все специалисты знают, как правильно выстроить коммуникацию с заказчиками. Они часто принимают неправильные решения и потом страдают от последствий.

Лучше заранее обсудить с клиентом все нюансы. Если он не поддержит идею создания прототипа и скажет, что достаточно простого наброска, нет необходимости оспаривать его решение.

Прототипы несовместимы с редизайном

Иногда клиенты приходят к дизайнерам за обновлением внешнего вида существующего сайта. Возможности интерфейса не меняются, надо просто внести правки в оформление ресурса.

Если дизайнер предложит сделать прототип, заказчик может сразу отказаться от сотрудничества. Он решит, что исполнитель хочет увеличить стоимость проекта и не понимает, что именно от него требуется.

Редизайн сайта-визитки или лендинга вполне обойдётся и без прототипа. Это лишняя работа, которая никак не влияет на конечный результат. Лучше уделить внимание проработке потребностей целевой аудитории.

Прототипы помещают продукт в строгие рамки

Когда есть готовый прототип, любые изменения могут быть слишком «болезненными». Клиент в последний момент захочет поменять логику работы и дизайнеру придётся потратить десятки часов, чтобы переформатировать продукт.

Если дизайнер занимается простыми задачами, вроде лендингов, сайтов-портфолио или мелкой графикой, ему незачем тратить время на изучение тонкостей создания прототипов.

Прототипирование без чёткой цели бесполезно

Сам по себе прототип не имеет никакой ценности. Он становится полезным только если является логическим завершением процесса разработки цифрового продукта. В остальных случаях от него больше вреда, чем пользы.

Предположим, что к дизайнеру обратилась компания, специализирующаяся на сдаче недвижимости в аренду. Им нужно удобное и современное приложение, с помощью которого владельцы недвижимости смогут выставлять объекты, а клиенты оставлять заявки на бронь в онлайн-режиме.

В этом случае создание прототипа оправдывается сложностью проекта, но если делать его под каждый важный экран, процесс затянется на недели или даже месяцы активной работы.

Дизайнеру, который хочет прокачать навыки в создании прототипов, стоит приготовиться к тому, что большинство клиентов не понимают, зачем им надо оплачивать интерактивный интерфейс, который ещё нельзя использовать для решения своих задач.

Для успешной работы в этой нише понадобится не только освоить графические инструменты, но и научиться вести переговоры, чтобы убедить клиентов перейти на свою сторону.

Веб-студия IDBI всегда заботится о заказчиках и доводит каждый проект до идеального состояния. Свяжитесь с нами, если хотите получить цифровой продукт под свои задачи.