Прототипирование: польза для дизайнера
Перед тем как начинать работу, веб-дизайнер определяется с основной концепцией сайта и планирует расположение элементов на странице. Детальный план страницы называется прототипом, а сам процесс планирования - прототипированием. В этой статье мы поговорим о пользе прототипирования для дизайнера, разберем основные приемы и инструменты.
Многие ошибки при создании дизайна сайта и его функционала связаны с неправильным взаимодействием между исполнителем (веб-дизайнером) и заказчиком проекта. Непонятно, какие блоки предприниматель хочет видеть на сайте, дизайнер делает по-своему и в результате - взаимное неудовольствие и провальный проект. С помощью прототипирования можно избежать этой проблемы. Четкая структура сайта, расположение элементов и примерная схема страницы помогает выявить недочеты и в кратчайшие сроки прийти к соглашению с минимальными потерями.
Еще один плюс прототипирования - возможность проектирования сайта с точки зрения юзабилити. Именно на этом этапе внедряются основные элементы для взаимодействия с клиентом, для повышения конверсии и степени доверия пользователей (о таких элементах мы рассказывали здесь). Впервые посещая сайт клиент хочет видеть привычную блочную структуру: меню, где можно выбрать нужную страницу, контакты для связи с компанией, ответ на его вопрос в контентной части. Это называется пользовательским опытом - «привычкой» пользователя к определенному макету сайта.
К примеру, пользователи мобильных приложений привыкли, что за значком «гамбургера» скрывается меню.
На сайте же клиент ожидает увидеть развернутое меню в шапке сайта. Поэтому мы отказались от меню-гамбургера и поместили разделы в хедер:
С помощью прототипа мы можем помочь пользователю сориентироваться в интернет-пространстве, направить его к целевому действию и ответить на его запрос. В процессе создания схемы сайта дизайнеру нужно решить, где будут располагаться основные элементы сайта:
С помощью составления прототипа дизайнер:
На этапе проектирования сайта важно не зацикливаться на мелочах и деталях, цветовой композиции. Основная цель создания прототипа - спроектировать страницу удобной для пользователя и в то же время удовлетворить потребности предпринимателя.
К примеру, цель сайта IDBI - убедить предпринимателей и маркетологов довериться профессиональным дизайнерам и заказать дизайн сайта в нашей студии. Для этого мы пишем экспертные статьи, размещаем призывы к действию, создаем перелинковку между разделами сайта, подбираем изображения и прочее. Все это позволяет нам как студии привлекать новых клиентов, а пользователям - получать качественную помощь в разработке ресурса.
Рассмотрим процесс создания прототипа и основные инструменты для его разработки.
Процесс прототипирования можно разделить на несколько этапов. Нужно отметить, что создание качественного прототипа может занять у дизайнера от 3 дней до недели. Рассмотрим этапы разработки схемы сайта подробнее.
Прежде чем приступать к разработке ресурса, необходимо проанализировать потребности компании и ее особенности. На этом этапе также просматривают и анализируют конкурентов - дизайн и наполнение сайтов, уникальные предложения. Даже если у какого-то конкурента сайт не выделяется с точки зрения дизайна, но имеет высокую конверсию, нужно определить, какие факторы позволяют ему оставаться в топе и угождать клиентам.
Также на этом этапе придумывают отличительные признаки компании, уникальные торговые предложения, которые будут выделять сайт среди конкурентов. В чем задача будущего сайта? Какие потребности клиентов он сможет удовлетворить? Какие задачи для заказчика сайт сможет решить? Без ответов на эти вопросы создание прототипа становится бессмысленным.
После определения основных задач можно приступать к созданию структуры сайта. Четкая организация разделов нужна для удобства пользователя и, соответственно, повышения продаж. К примеру, если каталог товаров оформлен одним большим списком, есть вероятность, что клиент не сможет найти нужный ему продукт и уйдет к конкурентам. Напротив, четкое разделение товаров по категориям облегчает поиск. Подробнее о разработке структуры мы говорили здесь.
Проработанная структура нужна для составления прототипа в дальнейшем. Так как на каждую страницу создается отдельный макет, необходимо продумать связи между разделами и способы навигации.
После подготовительных мероприятий можно приступать к прототипированию. Выделяют два вида прототипов:
Выбор варианта зависит от масштаба проекта. Если сайт небольшой, будет достаточно проработанной картинки с расположением основных элементов. Для крупных проектов разрабатывается полноценные макеты с перелинковкой, уточняющими деталями и написанием уникальных текстов и УТП.
Для создания прототипа дизайнеру нужно выбрать инструмент. Схемы можно как рисовать от руки, так и использовать программы:
Выбор инструмента также зависит от масштаба проекта, навыков и конкретных предпочтений дизайнера.
Подобрав нужный инструмент, можно приступать к созданию прототипа. Для стандартных решений (с конструкцией по типу хедер - контентная часть - футер), разработка начинается сверху - шапки сайта. В шапке могут находится:
Например, так выглядит шапка интернет-магазина сладостей:
На прототипе все элементы изображаются схематично:
После хедера проектируется контентная часть и сайдбар (боковая колонка для вспомогательной информации). Например, в нашем блоге в сайдбаре размещены призыв к действию, облако тегов и ссылки на популярные статьи:
Контентная часть - это основная часть страницы. Здесь может располагаться:
Блоки с целевыми действиями следует проектировать отдельно. К примеру, это может быть форма для оформления подписки на рассылку, или форма для оставления заявки менеджеру. Проектирование форм - отдельная сложная работа, где должны учитываться различные параметры: количество полей, расстояние между ними, размер и расположение кнопок, сопутствующие изображения.
Последний проектируемый блок на странице - подвал сайта. Здесь размещается контактная информация, ссылки на разделы и необходимые документы, социальные кнопки и прочее.
Все элементы в прототипе можно разделить на три вида:
При прототипировании нужно уделять внимание каждому виду. После основных набросков дизайнер должен позаботиться об общем стиле проекта: выбрать цветовую гамму, типографику, размер и форму CTA-элементов. Если на протяжении всего макета просматривается единая концепция, страница выглядит стильной и завершенной. Выравниваются расстояния между блоками, кнопки оформляются в одном стиле, рассчитываются абзацы в тексте и расстояние от встроенного в текст изображения.
Если проект состоит из нескольких страниц, стиль должен просматриваться на каждой. После этого можно приступать к дизайну отдельных элементов и страницы в целом.
Отдельно стоит отметить один из методов проектирования - атомарный дизайн. Он отличается от вышеописанной методики. В отличие от составления прототипа сверху вниз атомарный дизайн предполагает разработку страницы от меньшего к большему - сначала оформляются самые мелкие элементы на странице, так называемые атомы, далее элементы собирают в группы и так далее. Этой методологии посвящена отдельная статья в нашем блоге.
От качества созданного прототипа зависит удобство использования элементов на странице, уровень конверсии сайта, восприятие страницы в целом. Поделимся некоторыми советами для веб-дизайнеров, которые заинтересовались проектированием веб-страниц.
В процессе разработки сайта участвует не только дизайнер, но и смежные специалисты. Поэтому при прототипировании предусмотрите вовлеченность и других исполнителей: копирайтера, который посоветует, как лучше оформить текст, маркетолога, SEO-специалиста и других участников проекта.
Несмотря на все прогнозы и задумки маркетологов, часто бывает, что некоторые элементы «не срабатывают» - нет должного отклика от пользователей, не повышаются продажи, клиенты не замечают функциональных элементов. Поэтому после создания прототипа протестируйте его на своей целевой аудитории. Это может быть фокус-группа или знакомые люди, которые бы использовали сайт для своих целей. Также стоит проработать всевозможные пользовательские сценарии для проверки элементов навигации и выявлении ошибок в макете.
Студия дизайна IDBI использует при оформлении продающих сайтов и интернет-магазинов прототипирование и другие методы для упрощения работы и повышения конверсии. Мы помогаем предпринимателям выявить потребности целевой аудитории и сформулировать задачи, анализируем конкурентов и используем полученные данные в дальнейшей работе над дизайном проекта.