Как простой дизайн сайта влияет на пользовательский опыт
Интерфейс должен быть не только красивым, но и понятным. Мы уже рассказывали о балансе между user experience и бизнес-целями. Главным критерием оценки качества интерфейса является пользовательский опыт. Дизайнеру надо спроектировать идеальный UI с точки зрения удобства и юзабилити, а заказчик должен правильно донести свои идеи.
В этой статье поговорим о том, почему при разработке коммерческих продуктов надо фокусироваться на простоте и минимализме.
По данным исследований веб-аналитиков и маркетологов, пользователям хватает долей секунд, чтобы понять, нравится им интерфейс или нет. Визуально сложные UI обычно получают низкие оценки по сравнению с более простыми решениями.
Простоту и минимализм часто путают. Эти характеристики связаны между собой, но не являются синонимами. Один из атрибутов минималистичного интерфейса — простота. В статье о минимализме мы подробно разбирались в особенностях проектирования продуктов разного назначения. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы узнать о том, как создавать минималистичные UI.
Простой интерфейс цифрового продукта подразумевает отсутствие лишних элементов. Когда пользователь «скользит» по приложению или сайту, как по льду на коньках. Он плавно становится на скользкую поверхность и проходит от точки А в точку Б. На пути не встречаются препятствия, и все задачи можно решить максимально быстро.
Простота предполагает полный отказ от второстепенных инструментов. UI проектируется с одной целью — дать пользователям инструменты для решения их проблем. Остальные задачи уходят на второй план. Целевая аудитория должна ориентироваться в новом продукте, как рыба в воде. В этом и помогает простота.
Дизайнеру необязательно надо фокусироваться на простых интерфейсах. Всё зависит от особенностей проекта и философии компании. Некоторые коммерческие организации специально используют инструменты вовлечения, которые погружают пользователей в уникальную среду и оставляют эмоциональный след.
Отличный пример, который иллюстрирует многогранность простых интерфейсов — официальный сайт мобильного оператора Life. Для белорусского филиала сделали крутой UI в стиле брутализма. Дизайн получился необычным, цепляющим и простым одновременно.
Многие дизайнеры думают, что простота — синоним пустоты. Когда в интерфейсе нет ничего, кроме текста и медиаконтента. Еле заметное меню, блоки с товарами и несколько call to action. Это популярный миф, который давно пора разрушить.
Иллюстрация выше доказывает обратное. Яркие рамки, бейджи, иконки и небрежная анимация в теории должны запутывать пользователей и отодвигать от решения проблемы, но интерфейс полностью справляется с поставленными задачами. При первом знакомстве с новым UI возникает сильная эмоциональная связь. Потенциальные клиенты понимают, что компания не боится экспериментировать и выходит за рамки привычной корпоративной культуры.
Простой интерфейс позволяет управлять решениями пользователей. Если в списке товаров будет 10-20 позиций с похожими характеристиками, выбрать один будет непросто. Грамотная структура и акцентирование на принципиальных отличиях помогают принимать решение и повышают конверсию.
Коммерческим компаниям и дизайнерам надо работать сообща, чтобы вместе создать простой UI, который будет приносить пользу. Такой подход можно использовать для любых продуктов. От корпоративных сайтов до больших приложений с явно выраженным продающим посылом.
Выделим ключевые атрибуты, чтобы лучше понимать задачи, для которых можно использовать сильные стороны простого UI. Кратко остановимся на каждой характеристике и рассмотрим примеры, демонстрирующие выбранный подход.
Перегруженные интерфейсы никому не нравятся. Они снижают вовлечённость и приносят меньше конверсий по сравнению с более лёгкими аналогами. В нашем сленге недавно появилось слово «лайтовый», которое идеально подходит для описания минимализма. Лайтовый интерфейс — идеально отлаженный механизм под конкретную аудиторию.
Некоторые компании стараются добавить в графические продукты максимальное количество инструментов вовлечения. Баннеры, всплывающие окна, формы подписки, навязчивую анимацию и другие фишки. Они не понимают, что такой подход разрушает пользовательский опыт. Приходится пробираться через многочисленные препятствия на пути и терять драгоценное время.
Посмотрите на оформление приложения для медитации. Дизайнер не случайно сделал его лайтовым, и дело не только в том, что пользователи с его помощью расслабляются и снимают стресс. При первом знакомстве легко понять, какие задачи выполняет цифровой продукт, и как именно они решаются. Зарегистрировался в приложении, выбрал подходящий урок и отслеживаешь прогресс.
Любой цифровой продукт, который связан с конкретной организацией, создаётся исключительно для коммерческих целей. Даже если это нестандартная игра или квест, в котором пользователям надо выполнять странные задания. В приложении или сайте будет корпоративная атрибутика бренда и при правильном подходе компания извлечёт пользу даже из такого формата.
Если на первой ступеньке потребностей стоит пользовательский опыт, то и проектировать интерфейс надо под тех, кто будет им пользоваться. Чем проще он будет, тем лучше. Люди смогут быстро избавиться от проблем, а бизнес получит лояльных клиентов.
Важный атрибут эффективного digital-продукта часто путают с оформлением. Привлекательность выходит за рамки дизайна. Это внутренняя гармония, которой пропитан каждый элемент цифровой среды. Ощущения, которые сложно передать словами. Дизайнер должен прочувствовать суть приложения или сайта и создать идеальную графическую оболочку.
Есть мнение, что хороший интерфейс не обязан по умолчанию быть привлекательным. Он может помогать пользователям быстро решать проблемы, но по части оформления быть совершенно непродуманным.
Это утверждение легко оспорить. Приятный и привлекательный UI усиливает эмоциональную связь между продуктом и пользователем. В условиях высокой конкуренции это просто необходимо. Если после первого знакомства с приложением или сайтом не осталось положительных эмоций или воспоминаний, есть шанс, что пользователь уйдёт к конкурентам.
Привлекательность — условная характеристика, которую сложно описать. Интерфейс должен быть таким, чтобы возникло желание изучить его полностью и выполнить определённые действия. Если главная задача продукта в том, чтобы собирать заявки на новые модели автомобиля, то большинство пользователей должны захотеть это сделать.
Люди покупают машины или смартфоны не из-за красивого интерфейса, а потому что потратили много часов на поиск идеальной модели. Задача UI — провести «за руку» до выполнения целевого действия. С такими глобальными покупками, как машина или смартфон, пользователь вряд ли резко поменяет решение из-за недостатков интерфейса, но негативные впечатления будут ассоциировать с компанией.
Стандарты привлекательности отличаются в зависимости от особенностей проекта, но создать интерфейс, который будет нравиться всем на визуальном уровне вполне реально. Надо погрузиться в суть продукта, проанализировать решения конкурентов и подумать, как передать характеристики максимально точно.
UI — инструмент, который создан для решения конкретных проблем. Покупка корма для животных, оформление кредита или вызов сантехника отличаются, но в каждом случае важно, чтобы на совершение целевого действия уходило минимум времени.
Эффективность проявляется в максимально быстром решении задачи. Представьте, что установили новое приложение для просмотра фильмов онлайн, но не можете сразу перейти к медиаконтенту. Сначала просят зарегистрироваться через социальную сеть, затем разрешить доступ к уведомлениям и подписаться на группу в социальной сети. Если первые два действия обязательны из-за особенностей приложения, то от последнего для пользователей никакой пользы.
Сначала дайте людям решение их проблем, а потом просите сделать что-то взамен. После регистрации список доступных фильмов должен появиться сразу, платные лучше отметить специальными значками или сделать неактивными. Просьбу подписаться на соцсети можно смягчить с помощью бонусов. Подписались на группу Вконтакте — получили один фильм, в Телеграме — другой.
Специалисты, которые работают над созданием приложений для мобильных устройств знают о правиле один экран — одно действие. Аналогичный подход актуален и для сайтов. Старайтесь не перегружать людей информацией. Концентрируйте их внимание на важных вещах, а второстепенные задачи уберите на задний план.
Дизайн сайта на картинке выше простой, привлекательный и эффективный одновременно. На первом экране пользователи видят, сколько времени уходит на создание одного объекта и сколько материалов будет на выходе. Красивая иллюстрация демонстрирует высокое качество готовых решений.
Простой интерфейс не обязательно должен состоять из нескольких блоков. В примере иллюстрация и крупный текст не отвлекают от решения задач, а наоборот усиливают интерес. Хочется быстрее получить аналогичный рендер и посмотреть, как он будет создаваться в цифровой среде.
При разработке интерфейсов для коммерческих продуктов очень важно, чтобы все элементы и инструменты управления соответствовали контексту. То есть не выходили за рамки общей концепции и служили единой цели. Каждая страница или экран должны быть не просто созданы в едином стиле. Важно, чтобы между ними прослеживалась чёткая связь.
Если стоит задача создать мультилендинг для презентации нескольких продуктов, надо сделать их разными, но согласовать между собой. Чтобы пользователи понимали, что перед ними одна линейка товаров, у которых есть уникальные характеристики.
Интерфейс должен полностью соответствовать ожиданиям пользователей. Проверить эту характеристику очень легко. Покажите прототип или макет целевой аудитории и соберите обратную связь. Если у большинства тестировщиков не будет проблем с попаданием в конечную точку маршрута, значит всё сделано правильно.
Когда у пользователей возникает диссонанс при знакомстве с новым интерфейсом, положительных результатов ждать не стоит. Это всё равно, что найти в магазине продукт со скидкой, а на кассе окажется, что он стоит в два раза дороже. Впечатление испорчено, а вместе с ним и мнение клиента о компании.
Чтобы максимально защититься от негативного пользовательского опыта, надо тщательно протестировать цифровой продукт до выхода в открытый доступ. Глубокий анализ поможет исправить критичные ошибки до релиза и сохранить постоянных и потенциальных клиентов.
Характеристика тесно связана с предыдущим атрибутом. Согласованность проявляется в слаженной работе всех механизмов приложения или сайта. Когда меню раскрывается сразу после клика и одновременно запускается соответствующая анимация. После нажатия на кнопку запускается всплывающее окно, а после заполнения появляется уведомление об успешной отправке данных.
Чтобы лучше понять мощную силу согласованности, посмотрите на макет сайта с презентацией диетической колы. В правой части написано, что напиток хорошо освежает, а в левой потенциальному клиенту говорят о стандартных фруктовых вкусах. Две области слайда связаны между собой и согласованы.
Представьте, что в левой части вместо упоминания о вкусах разместили нерелевантный текст. Например, рассказали про удивительные свойства банки. Она гладкая на ощупь и не вызывает раздражение. Покупателей интересует не ёмкость, а напиток. Банка для них — всего лишь инструмент, который позволяет наслаждаться любимой колой.
Согласованный интерфейс увеличивает доверие и усиливает связь между digital-продуктом и целевой аудиторией. Без этого ни о каком доверии не может быть речи. При возникновении проблем пользователи редко сообщают компании об ошибках в интерфейсе. Они уйдут к более продвинутым конкурентам, которые ставят на первое место опыт клиентов, а не финансовые показатели.
Коммерческим компаниям надо понять, что они сильно зависят от мнения клиентов. Поэтому интерфейс должен быть спроектирован исключительно под них. Как новенький костюм, который идеально сидит, и складывается ощущение, что он всегда был частью гардероба. Добиться аналогичного эффекта с интерфейсом тяжело, но реально. Секрет успеха в совместной работе с представителями целевой аудитории.
Частично пересекается с согласованностью, но работает на более высоком уровне. Интуитивность — удивительное свойство, которое должно быть в каждом интерфейсе. Особенно, если он создаётся для решения коммерческих задач. Проявляется, как максимально быстрое погружение в рабочие процессы цифрового продукта.
Представьте, что никогда не садились за руль электрокара Tesla, и вот появилась такая возможность. Открываете дверь, заводите мотор и начинаете движение. Бортовой компьютеры и датчики работают идеально: сообщают важную информацию, строят маршрут и быстро отзываются на действия. Возникает крутое ощущение, что автомобиль создан для вас.
Интуитивность помогает быстро и эффективно раскрывать суть цифровых продуктов. Процесс обучения сокращается в несколько раз и пользователи получают заряд положительных эмоций. Им не надо тратить время на чтение инструкций из библиотеки знаний. Зарегистрировался в личном кабинете, оплатил подписку и смотришь новые фильмы.
Продукты, которые работают на интуитивном уровне и компании, создающие такие вещи, заранее обречены на успех. Если в нише есть уверенные лидеры, можно подсмотреть решения у них. Ориентируйтесь на потребности людей, используйте знакомые механизмы и сможете реализовать любые сложные проекты.
Последний важный критерий простого интерфейса. Он проявляется в идеальных условиях взаимодействия с UI. Когда приложение одинаково хорошо спроектировано для смартфонов, планшетов или телевизоров. В каждом случае открываются дополнительные возможности, но суть остаётся одинаковой.
Для решения задачи надо использовать все атрибуты простого интерфейса, которые позволяют сделать его максимально эффективным для конкретных целей. На опыт пользователей влияют любые мельчайшие детали. Если ситуация начнёт развиваться не по стандартному сценарию, есть высокий риск получить неудовлетворённого клиента.
О принципах создания доступных интерфейсов мы рассказывали в статье про инклюзивный дизайн. Прочитайте её и примените советы, чтобы получить практическую пользу. В сочетании с другими характеристиками доступность существенно улучшает user experience.
У простого интерфейса много плюсов, по сравнению с перегруженным. Пользователи быстрее доходят до решения своих задач, а компания получает больше лояльных клиентов. Выделим ещё несколько плюсов, чтобы убедить представителей бизнеса, что не надо зацикливаться только на визуальной красоте UI.
Сильные стороны:
Дизайнерам и компаниям, которые хотят создавать простые цифровые продукты следует понять, что красоту не надо ставить на первое место. При разработке интерфейсов следует постоянно анализировать важность элементов. Если какие-то фишки не влияют на опыт пользователей, от них можно отказаться.
Простой дизайн всегда лучше сложного, если только проект не должен быть таким по умолчанию. Если не хотите получить недовольных клиентов, фокусируйтесь на визуальной привлекательности, интуитивности, согласованности и других критериях простого интерфейса.
Веб-студия IDBI специализируется на создании интерфейсов для коммерческих целей. Напишите или позвоните нам, чтобы создать идеальный проект под ваши задачи.