Профессия веб-дизайнер: кто это и чем занимается?
Профессия веб-дизайнера появилась недавно - вместе с интернетом. Как говорил классик, «если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно»? А раз делаются сайты – значит, кому-то нужно правильно их оформлять. Этим и занимается веб-дизайнер. Причем отвечает он не только за визуальную составляющую, но и делает сайт удобным для посетителя. Но давайте по порядку.
Если брать полный цикл работ, задач у веб-дизайнера достаточно:
Разумеется, все этапы согласуются с заказчиком. Часто бывает так, что последний настаивает на неактуальном или сложном дизайне, который затруднит юзабилити сайта. В этом случае задача веб-дизайнера – проявить свою компетентность и объяснить, почему нужно сделать именно так, а не иначе. Необходимо донести до клиента, что главное – не упрямое желание «А мне так хочется», а удобство для посетителей. В конце концов, именно для них и делаются сайты и интернет-магазины.
В интернете полно шаблонов – зачем платить деньги и заморачиваться, если можно ограничиться одним из стандартных решений? Конечно, можно, не вопрос, но стоит ли? Индивидуальный дизайн решает сразу несколько проблем:
Существует несколько известных способов, которые помогут вам найти специалиста:
Итак, вы задались целью и нашли несколько подходящих кандидатур. На что обратить внимание, чтобы получить качественную работу?
1. Образование. Представители старшего поколения до сих пор считают, что человек должен трудиться в той сфере, по которой получил образование. Желательно – высшее. Конечно, неплохо, если специалист закончил вуз по специальности дизайн, но практика показывает, что это совсем не обязательно. Достаточно хороших курсов – можно даже в онлайн-варианте. Главное – желание учиться, аккумулировать знания и опыт и применять их в работе.
2. Профессиональные умения – альтернатива высшему образованию. Это, во-первых, умение работать с графическими редакторами (Adobe PhotoShop, GIMP, Corel DRAW, Adobe Illustrator), инструментами для создания баннеров, интерактивных кнопок и другой анимации (Adobe Flash, GIF Animator), линейкой для измерения размера элементов (SPRuler, Code-V Ruler) и другими инструментами. Во-вторых – знание основ информатики и программирования. Да, дизайнер не пишет коды сайта, но работает в тесной связке с программистами – а значит, должен понимать, как все это делается. Очень часто веб-дизайнеры осваивают программирование и начинают создавать сайты с нуля и под ключ – от начинки до оформления.
3. Личностные качества. Это внимательность и усидчивость, креативное мышление и любовь к умеренным экспериментам, в то же время гибкость и терпеливость в общении с клиентом. Хороший дизайнер мягко будет доносить свою профессиональную точку зрения, не настаивая и не давя на заказчика. Также пригодится аналитический склад ума, способность учиться на своих ошибках, делать выводы и не допускать их впредь. Ну и, конечно, хорошая память, образное мышление и умение концентрироваться на поставленной задаче.
4. Отзывы других клиентов. Сарафанное радио – великая вещь, которая способна одним махом как создать, так и погубить репутацию. Если у веб-дизайнера или студии есть сайт или паблик в соцсетях – почитайте отзывы и рекомендации клиентов. А еще лучше – забейте имя и название в поисковик и почитайте независимые отзывы. Также обратите внимание, как человек реагирует на критику и негатив. Косяки случаются у всех, и если человек извиняется, признает ошибки и старается исправить ситуацию – значит, все отлично. Если хамит, игнорирует и препирается с клиентами или вообще удаляет неугодные комментарии – бегите от такого подальше.
5. Знание трендов. В веб-дизайне, как и в любой другой сфере, есть своя мода. Вспомните сайты, которые были актуальны лет десять назад, и сравните с современными – небо и земля. Если брать тематику интернет-магазинов, в 2018 году, например, актуальны следующие тренды:
Если не адаптироваться к меняющимся трендам и работать по старинке – грош цена такому дизайнеру. Нет никакой гарантии, что завтра не появится новый тренд и вы захотите ему соответствовать, чтобы идти в ногу со временем. Точнее, об этом должен думать веб-дизайнер. Хорошо, если специалист состоит в профессиональном сообществе, читает специальную литературу, общается на форумах и в пабликах, подписан на блоги и рассылки известных дизайнеров – словом, активно развивается.
6. Ваша собственная интуиция и чувство прекрасного. Мы не зря упомянули, что перед выбором исполнителя нужно внимательно просмотреть его портфолио. Может случиться так, что работы дизайнера великолепны – не придерешься, но лично вам они не по душе. В этом случае не спасут ни идеальные рекомендации, ни профессиональные достижения. Прислушивайтесь к своей интуиции (но без фанатизма, конечно).
1. Заказчик готовит ТЗ – техническое задание, в котором указывает свои пожелания и технические аспекты. Например: строгий стиль, минимальное количество иконок, только самое необходимое. Или, наоборот, затейливая структура, всевозможные плюшки, виджеты, кнопки – чем больше, тем лучше. Желательно предоставить примеры сайтов, которые подходят по стилю и юзабилити.
Также очень важно рассказать исполнителю о специфике вашей деятельности – проще говоря, для каких целей делается сайт. Кто ваша целевая аудитория, основные конкуренты, как будет осуществляться маркетинговое продвижение, кто будет писать тексты и так далее. Вообще говоря, хороший специалист сам об этом спросит – если действительно хочет выполнить работу не на отвяжись, а на совесть.
2. Заказчик обсуждает ТЗ с веб-дизайнером. На этом этапе идет обсуждение, вносятся правки и предложения – до тех пор, пока консенсус не будет достигнут. Вариантов дизайна очень много: для сайта есть свои фишки, для интернет-магазина – другие, если заказчик планирует продвигать блог – третьи. Все это нужно детально обсудить. Также оговариваются сроки исполнения, или дедлайн.
3. Дизайнер приносит или присылает первые эскизы и согласует с заказчиком. При необходимости вносятся правки, и работа идет дальше: прорабатываются отдельные элементы, подбирается типографика, и т.п. Стороны договариваются, как часто будет проходить согласование в дальнейшем. Например, каждую неделю.
4. Согласовывается финальный макет, при необходимости вносятся итоговые правки. Все, работа окончена!
5. Если работа веб-дизайнера понравилась, часто его же привлекают потом, когда сайт начинает функционировать. Например, создать рекламный баннер для новой коллекции или с информацией о распродаже, или прикрутить новую иконку, или поменять оформление главной страницы.
Обратите внимание: при разработке нового сайта веб-дизайнер работает рука об руку с программистами. Они пишут коды, создают движок сайта, а дизайнер облекает всю эту начинку в красивую обертку – делает визуальную составляющую. Хорошо, если все специалисты работают в одной студии или хотя бы контактируют друг с другом – так будет легче и заказчику, и самим исполнителям.
Разработка под ключ сайта компании в приличной студии начинается от 200 тысяч рублей – за меньшие деньги есть риск получить некачественный продукт. Но это под ключ: если вам нужен конкретно веб-дизайнер, его услуги обойдутся дешевле. Хорошие специалисты устанавливают ценник от 50 тысяч. Советуем вам все же заказывать услугу в комплексе, чтобы между исполнителями не возникало разногласий.
Остались еще вопросы? Пишите нам, обсудим! Удачи в делах!