Навигация в дизайне сайта: основные элементы и примеры использования
Навигация на сайте - один из важнейших инструментов управления поведением пользователя. Чем понятнее и удобнее навигация, тем выше вероятность того, что посетитель найдет нужную информацию, совершит целевое действие и впоследствии вернется на ресурс. В этой статье мы расскажем об основных задачах дизайнера, элементах навигации и примерах ее эффективного использования.
Какую навигацию можно назвать хорошей? В первую очередь, если посетитель интуитивно чувствует, куда нужно нажать, чтобы сделать следующий шаг и пользуется ссылками «на автомате». Поговорим об основных задачах, которые должен решить дизайнер, чтобы клиент пользовался навигацией без особых затруднений.
Некоторые разработчики забывают, что клиенты приходят на сайт не сразу на главную страницу, а через поиск по ключевым словам, по ссылке от знакомого и прочее. Поэтому важно облегчить для пользователя определение его местоположения на сайте - находится он в блоге, на главной странице или в каталоге товаров.
Если на сайте нужно зарегистрироваться, чтобы пользоваться полным функционалом, нужно облегчить для клиента эту проблему. Это относится ко входу в личный кабинет или регистрации для входа в корзину покупок.
Чтобы ваш клиент нашел нужную информацию, необходимо обеспечить ему зону для поиска или организовать структурированные разделы сайта.
Практически все компании, занимающиеся продажей товаров или услуг, имеют ряд условий, например, режим работы, способы доставки и оплаты, актуальные акции и скидки и прочее. Чтобы клиент получил доступ к этой информации, дизайнер должен правильно оформить структуру сайта и позаботится о подходящей информации как для новых, так и для постоянных посетителей сайта.
Конечная цель пользователя продающего сайта или интернет-магазина - купить товар или услугу. Дизайнер должен сделать весь процесс доступным для клиента, помочь в оформлении заказа и уведомить о положительном результате. Для информационных сайтов целевое действие - подписаться на рассылку, включить уведомления и прочее.
Все задачи дизайнер может решить с помощью основных элементов навигации. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Основная задача каждого элемента - помочь пользователю перейти на нужную страницу и получить информацию. Какие элементы можно и нужно использовать для организации навигации по сайту?
Главный элемент при создании навигации - меню сайта. Это панель, на которой расположены ссылки на основные разделы ресурса. Меню может быть представлено в нескольких видах.
Самый распространенный вариант. Обычно располагается в шапке сайта, состоит из кнопок и ссылок, которые ведут на соответствующие веб-страницы. Если на панели не помещаются все разделы, делают выпадающее меню со всеми категориями.
В левой или правой части экрана располагается список основных разделов сайта, каталог товаров и прочее.
Еще один распространенный прием. Категории скрывают с помощью специального значка, представляющего собой три горизонтальные черты. Это представление меню перешло из мобильной разработки, чаще всего используют для тех сайтов, где важно сэкономить место на главном экране.
При создании дизайна меню некоторые разработчики допускают несколько ошибок:
Дизайн меню нужно согласовывать с общим стилем сайта, выделять значимые разделы и активную категорию, для удобства восприятия можно использовать иконки.
Есть еще одно разделение меню по видам - главное и второстепенное. Второстепенное меню добавляется на сайт, если на ресурсе много разделов или разбивка по категориям осуществляется внутри одной страницы.
Распространенная практика - добавить на логотип компании ссылку на главную страницу сайта. Например, при нажатии на логотип нашей студии вы сразу попадаете на главную.
Этот прием уже привычен для пользователя. Также на сайтах для перехода на главную применяется значок дома, реже - раздел «Главная» в меню.
Для облегчения восприятия клиентом информации на страницу добавляют не текстовые ссылки, а иконки. Самые распространенные иконки для навигации - лупа (поиск), дом (главная страница), сердце (избранное) и корзина (страница, где можно оформить заказ). Такие иконки разрабатываются в одном стиле и помещаются в шапку сайта.
Также иконки используются для обозначения категорий товаров в интернет-магазинах. При нажатии на изображение клиент переходит в соответствующую категорию или в карточку товара. Иконки иногда добавляют в меню сайта.
Еще один элемент навигации - ссылки на страницы, встроенные в контент. Например, в наших статьях мы оставляем ссылки на другие материалы блога:
Как правильно оформлять гиперссылки:
Ссылки встраиваются в контент и помогают не только выстроить навигацию, но и задержаться клиенту на сайте. Больше об элементах, вызывающих доверие и привлекающих внимание пользователей можно прочитать в этой статье.
«Хлебные крошки» - вспомогательная навигация для пользователей, которая представляет собой путь от главной страницы для текущего раздела. К примеру, до данной статьи путь выглядит так:
Главная > Уютный блог о дизайне > Навигация в дизайне сайта: основные правила и примеры использования
Все части данной строки, кроме текущей страницы - кликабельны и ведут на соответствующий раздел сайта. Иногда текущую страницу опускают и остаются только предыдущие разделы. Такой способ помогает пользователю понять, где он находится и как вернуться назад.
Футер или подвал сайта - область в самом конце страницы, на которой размещены ссылки на разделы сайта, контакты организации, а также ссылки на документы и правила использования ресурса. С помощью футера можно найти любую категорию на сайте. Футер оформляется отдельно, в некоторых случаях вразрез с общей стилистикой сайта.
При скроллинге возникает проблема - как пользователю быстро вернутся к началу страницы не прокручивая ее заново? Для решения этой задачи делают специальные кнопки для возврата в виде стрелок в положении «вверх». Этот прием отлично подходит для информационных сайтов, длинных лендингов, сайтов с бесконечной лентой.
Данные элементы также можно считать полноценным элементом навигации. После нажатия на кнопку или заполнения формы пользователь перенаправляется на страницу для заказа или покупки. После завершения целевого действия необходимо обеспечить доступ клиента к главной странице, каталогу товаров или других подходящих страниц.
Если пользователь попал на страницу, которой не существует, нужно плавно перенаправить клиента на главную страницу или другие разделы сайта для целевого действия. Для этого оформляют страницы ошибки с ссылками на данные части сайта.
Владельцам крупных ресурсов рекомендуется использовать несколько элементов навигации на странице одновременно. Чтобы клиенты не ушли с сайта, создайте четкую структуру и направляйте пользователя до совершения целевого действия.
Несколько советов для улучшения навигации на сайте:
Навигация на сайте - еще один способ удержать внимание посетителя сайта, побудить его к целевым действиям и тем самым повысить конверсию. Правильно рассчитав предполагаемые действия пользователя, можно научиться управлять поведением клиента и добиться высоких результатов в онлайн-продажах.
Некоторые разработчики предпочитают креативность юзабилити. Вместо привычных иконок и горизонтального меню дизайнеры полностью меняют представление о навигации и презентуют интернет-сообществу необычные решения.
Вместо обычного прокручивания страницы сверху вниз страницы меняются слева направо. Такой подход до сих пор считается необычным и, возможно, не слишком удобным для пользователей.
На сайте о природе данный прием гармонично вписывается в стилистику сайта. Мы как будто смотрим презентацию и листаем слайды.
Вместо текстовых ссылок и кнопок элементами навигации выступают различные изображения. Нажимая на каждое из них, пользователь переходит на отдельную страницу.
На сайте изображен город - объемное анимационное 3D-изображение. На некоторых зданиях есть активные элементы, нажав на которые можно получить информацию о производстве на территории.
Такое чувство, что вы стоите где-то на природе и поворачиваетесь вокруг своей оси. Можно выбирать «окошки», которые открывают новую информацию в виде отдельных блоков.
Еще один интересный прием - навигация в виде фильма. На фоне - видео, которое в любой момент можно остановить или переключиться на следующее. Сайт рассказывает о французских фермерах и показывает их повседневную жизнь шаг за шагом.
Сайт словно погружает посетителя в анимационный иллюстрированный мультфильм, который оживает при скроллинге или нажатии пользователя на определенные кнопки.
Нестандартная навигация - способ запомниться пользователю и выделиться среди сайтов аналогичной тематики. Однако, с точки зрения юзабилити и конверсии такие сайты проигрывают распространенным и понятным пользователям приемам - горизонтальному меню, вертикальному скроллингу и прочим элементам.
Студия дизайна IDBI занимается разработкой как креативных сайтов с необычными деталями, так и продающих сайтов с нацеленностью на повышение конверсии. Мы тщательно подходим к созданию понятной структуры и стремимся сделать ресурсы не только прибыльными для владельца, но и удобными для пользователей.