11 UX-мифов, от которых пора избавиться: подробное объяснение с примерами
Разработка дизайна интерфейса — сложная задача, состоящая из нескольких важных шагов. Дизайнер получает от клиента портрет целевой аудитории, разрабатывает прототип и следит за продуктом до момента выхода в продакшн.
В этой статье разрушим популярные UX-мифы, которые уже давно существуют в интернет-среде. Пройдёмся по каждому пункту и разберём примеры.
Новички-дизайнеры и пользователи, далёкие от работы с графикой, ошибочно считают, что понятия раскрывают одно явление. User Interface и User Experience — две стороны одной медали, но их методы работы сильно отличаются.
Чтобы было проще понять суть понятий, перенесём их в другую плоскость. Представьте, что решили построить дом. Архитектор займётся конструкцией — он придумает расположение комнат, создаст подземный бункер и потайную комнату. Дизайнеры подарят голым стенам законченный вид — выберут обои, стиль оформления, подберут мебель.
UX-дизайнер — строитель, который создает виртуальные проекты. Он продумывает механизмы взаимодействия пользователя с продуктом и делает так, чтобы процесс был максимально удобным. UI-дизайнер превращает элементы управления в готовый инструмент, которым будет пользоваться аудитория.
Важно понимать, что любой проект начинается с UX и не может на нём заканчиваться. Работа двух специалистов равнозначна — один проектирует оболочку, а второй придаёт ей завершённый вид. В интернете часто говорят, что UI-дизайнер просто раскрашивает готовый холст, который создали за него. Это мнение ошибочное — внешний вид и структура существуют вместе и не работают по отдельности.
User Experience — тонкая наука, которая граничит с психологией и архитектурой. Специалист, занимающийся UX, должен представить в голове целевую аудиторию и создать каркас продукта, идеально подходящего под нужды конкретной группы людей. Если у пользователей не возникает проблем при использовании интерфейса — UX-дизайнер сделал работу идеально.
UI-дизайнер — посредник между цифровым продуктом и конкретной аудиторией. Он отвечает не только за внешний вид, юзабилити, интерактивность и другие критерии. Специалист берёт «сырой» продукт на этапе прототипа и превращает его в готовый сайт или приложение. Представьте врача, который нашёл орган для своего пациента. Он решил важную задачу, но осталась ещё одна — пересадить его так, чтобы орган заработал.
UI — искусство, которое требует от специалиста максимального вовлечения, тонкой интуиции и чувства стиля. Визуальный дизайн превращает стандартную услугу в уникальный цифровой продукт, решающий задачи пользователей.
Некоторые дизайнеры-новички считают, что для создания красивого интерфейса нужно в совершенстве выучить графический редактор. Они не понимают, что первый шаг на пути к разработке идеального продукта — определение потребностей целевой аудитории. Клиенты тоже ошибаются, когда не дают специалисту достаточно информации для максимального погружения в среду будущего продукта.
Предположим, компания по уходу за бездомными животными обратилась к дизайнеру за разработкой приложения. В нём потенциальные «родители» смогут просматривать список обитателей приюта и оставить заявку на знакомство с кошкой или собакой. Если у дизайнера нет домашних животных, он не сможет прочувствовать эмоции, которые знакомы каждому, кто хоть раз забирал четырёхлапого друга с улицы.
Если дизайнер не является частью целевой аудитории или не захотел тратить время на погружение в суть продукта — он вряд ли сможет сделать его эффективным. Компании, которые хотят получить идеальное приложение или сайт, должны на время сделать удалённого специалиста частью команды. Можно провести его по приюту, показать, как живут обитатели и сделать всё для максимального вовлечения в жизнь проекта.
Дизайнер должен осознать, что, несмотря на все попытки стать частью целевой аудитории, он не сможет до конца выполнить эту задачу. Пользователи могут взаимодействовать с продуктом другими способами, и предложенная архитектура не будет им нравиться.
Задача любого дизайн-проекта — максимально быстро решать задачи аудитории. Внешний вид выделяет продукт из предложений конкурентов и помогает пройти длинный путь от первого знакомства до выполнения конкретного действия.
Многие пользователи ошибочно считают, что дизайн — это декор. Достаточно просто расставить вазы и другие предметы интерьера, чтобы сделать комнату уютной. Декор не будет интересен, если в комнате не работает свет и отопление. Аналогичным образом приложение или сайт перестанет привлекать аудиторию без инструментов, помогающих решать конкретные задачи.
Визуальная привлекательность важна, но, если продукт даёт людям только положительные эмоции от красивого интерфейса, он превращается в пустышку. В условиях высокой конкуренции у такого решения нет шансов противостоять более продвинутым аналогам.
Специалисты вкладывают разный смысл в понятие «дизайн», но сходятся во мнении, что это не только структура, анимация, но и решение проблем. Цифровой продукт должен базироваться на понимании того, как целевая аудитория видит мир, живёт в нём, и какие эмоции вызывают конкретные вещи.
Сила хорошего дизайна в том, что он моментально проникает в пользователей и пускает прочные «корни». Продукт, решающий задачи людей — лучшее оружие компании, которое превращает случайных гостей в постоянных клиентов и «адвокатов» бренда.
Дизайнеры часто считают, что для успешной презентации услуг хватит красивого оформления блоков. Они делают нестандартную структуру, разрабатывают анимацию и думают, что этого достаточно.
Сайты с плохим юзабилити, навязчивая реклама и большое количество фейков сделали своё дело — пользователи обычно дают мало времени новому продукту. Они не читают информацию на посадочной странице от начала до конца, а цепляются за ключевые слова в контенте. Люди ценят заботу о себе и времени, которого вечно не хватает. В условиях высокой конкуренции у проекта есть всего несколько минут, чтобы заинтересовать случайного посетителя.
Спасти ситуацию помогает чёткая иерархия контента и лаконичность. Дизайнеру нужно постараться максимально точно передать суть продукта и через графический контент зарядить аудиторию правильными эмоциями. Только в этом случае возможен тесный контакт с потенциальным клиентом и последующее взаимодействие.
Если хотите создать идеальный лендинг или корпоративный портал — подумайте, какие эмоции вызывает компания, что ценят в ней члены команды, и почему клиенты остаются после первой покупки. Эмоциональная составляющая очень важна. От того, что почувствуют люди при первом знакомстве с цифровым продуктом, зависит дальнейшая судьба их отношений с компанией.
В корпоративной среде принято считать, что продукт не имеет значения. Надо просто подать его аудитории под правильным «соусом». Люди покупают спиннеры, кубики Рубика, слаймы и другие странные вещи. Проблема в том, что не все продукты продаются одинаково хорошо.
Дизайн не решит все проблемы. Если предложение компании нацелено на узкую аудиторию, хорошее оформление посадочной страницы не поможет её расширить. Важно понимать, что красивый UI просто делает знакомство пользователя с сайтом или приложением максимально комфортным.
Предположим, к вам пришёл клиент с нестандартной задачей — он хочет создать приложение для торговли новой криптовалютой. Задача дизайнера состоит в том, чтобы сделать интерфейс удобным и располагающим к покупке. Люди не будут пополнять счёт только потому, что им понравился дизайн. Если о криптовалюте никто не знает, покупать будут только те, кому хочется потратить деньги или инвесторы, вкладывающие во всё подряд.
Дизайнер должен уверенно балансировать между продуктом и пользовательским опытом. Если специалист, создающий интерфейс, не почувствует эмоции, он не сможет наполнить ими UI. Если чувствуете, что не можете на 100% проникнуть в суть предложения, попросите у клиента больше информации.
Есть мнение, что доступные сайты не могут быть красивыми. Они лёгкие, удобные и минималистичные, но с оформлением все плохо. Это популярный миф, который очень легко разрушить.
Отличный пример красивого и доступного сайта — официальный ресурс компании Apple. Проект часто попадает в ТОП лучших интерфейсов для презентации коммерческих продуктов. На сайте нет ничего лишнего, дизайнеры грамотно расставили акценты на технике.
Посмотрите, как гармонично сочетаются между собой цвета. Большой заголовок привлекает внимание с первых секунд и помогает быстрее запомнить название смартфона. Для презентации устройств компания придумывает лаконичный слоган и размещает цены на первом экране.
Пример Apple наглядно демонстрирует, что в центре любого интерфейса всегда лежит продукт, а цвета, типографика и другие инструменты просто делают его более привлекательным. Многочисленные исследования показывают, что люди обычно концентрируются на чём-то одном. Apple преподносит им классный смартфон и сразу отвечает на все вопросы. Пользователи, которые заинтересуются девайсом, перейдут на страницу продукта, чтобы ознакомиться с подробными характеристиками.
Один из мифов связан с оригинальностью. Во время обучения дизайнерам говорят, что клиенты ценят только нестандартные задачи и креативные решения. Затем они выходят на работу и вместо использования существующих вариантов, начинают изобретать велосипед. При таком подходе на выходе может получиться крутой продукт, но времени на него уходит намного больше, чем при стандартном проектировании.
Никто не говорит, что надо взять сайт конкурента и скопировать структуру с заменой цветов. Клиент вряд ли примет такой интерфейс, а конкуренты могут не понять, что дизайнер просто хотел создать аналог идеального решения проблем аудитории. Специалист должен руководствоваться пользой для конкретных людей, а не своим эстетическим вкусом.
Стандартные решения работают потому, что прошли многолетнюю проверку реальными проектами. Мало кто будет пользоваться гамбургерным меню на десктопе. Этот механизм идеально работает на устройствах с маленьким разрешением экрана. Не надо изобретать велосипед там, где все уже давно создано и проверено кейсами.
Люди больше ценят удобство, чем креативные решения дизайнеров. Им важно, чтобы в приложении для просмотра новостей работало переключение материалов, а не анимация меню. Если есть 100% уверенность, что в конкретном случае новый подход сработает лучше старого, посоветуйтесь с клиентом, прежде чем использовать его в макете интерфейса.
Некоторые веб-аналитики и другие специалисты считают, что через несколько лет после выпуска нового проекта в открытый доступ обязательно нужно сделать редизайн. Масштабное обновление внешнего вида обычно связано с низкой конверсией или желанием руководства компании соответствовать трендам.
Редизайн может изменить отношение аудитории к продукту, но для этого должны выполняться два условия. Первое — новый интерфейс должен быть эффективнее старого. Второе — необходимо провести тщательный анализ старой версии оформления, чтобы найти слабые стороны, исправить их и показать цифровой продукт с другой стороны.
Если поведенческие факторы сайта или приложения в норме, конверсии поступают стабильным потоком, менять дизайн не стоит. В этом случае на помощь приходит лаконичное выражение: «Работает — не трогай». Для презентации нового устройства лучше сделать новую посадочную страницу, а не менять старую.
Плохой дизайнер спрашивает заказчика о сроках и стоимости работы. Хороший разбирается в причинах редизайна и честно говорит клиенту, что можно обойтись минимальными изменениями. Снести здание легко, а построить на его месте более современное очень сложно.
10-15 лет назад эксперты по юзабилити говорили о том, что у домашней страницы веб-ресурса больше всего «веса» в глазах пользователей. Дизайнер должен уделить максимум внимания главной, чтобы не растерять доверие аудитории с первых секунд знакомства.
Свежие исследования показывают, что люди уделяют все меньше внимания домашней странице. Чаще всего они переходят в определенный раздел сайта, изучают контент и выполняют целевые действия. Посетители интернет-магазинов очень редко заходят на главную. Они смотрят каталог товаров, собирают корзину и оформляют заказ.
Маленькое внимание аудитории к стартовой странице не значит, что можно разместить там один блок и заниматься другими разделами. Все зависит от конкретного проекта и целей, которые компания хочет решить через интерфейс. В примере с Apple главная страница акцентирует внимание на свежих продуктах и рассказывает о линейках других устройств.
Весь сайт Apple — произведение искусства. Он простой, удобный и наверняка приносит хорошие конверсии. Главная страница представляет собой маленький винтик в большом механизме, который продает товары и расширяет рамки целевой аудитории.
Когда дизайнер проектирует интерфейс, он прокладывает дорогу пользователям. Ему кажется, что они будут идти по маршруту до конечной точки. Люди мыслят по-разному, поэтому механизм взаимодействия с цифровым продуктом будет сильно отличаться в зависимости от предыдущего опыта и других факторов.
Пользователи часто не понимают, как работает продукт или не хотят тратить время на изучение. Идеальный UI для них — пара кнопок, которые автоматически заполняют форму и отправляют её. Разработчики поисковых систем создавали огромную базу информации, чтобы ответить на любые вопросы людей. Вряд ли они могли предположить, что пользователи будут вводить адреса сайтов не в адресной строке браузера, а в поле поиска. Аналогичный подход можно применить почти для любого проекта.
Важно понять, что люди любят контролировать ситуацию. Если после установки приложения хотите помочь им быстро вникнуть в особенности — ненавязчиво предложите активировать виртуального ассистента или пропустить обучение. Не надо запускать тур по системе без одобрения пользователя. Это может отодвинуть его от выполнения целевого действия.
На этапе создания макета интерфейса очень важно получить обратную связь от представителей целевой аудитории. Покажите им, как будет работать приложение или сайт, какие задачи он решает и проанализируйте мнения респондентов. Такой подход к работе позволит убрать критические ошибки до запуска проекта в открытый доступ.
Если дизайнер использует в работе не только графические редакторы, а и инструменты для изучения потребностей аудитории, он сможет создать идеальный интерфейс для любого проекта.
Мы уже разобрались, что UX — «скелет» продукта, а UI — его оформление. Некоторые пользователи могут подумать, что user experience касается только удобства. Пользовательский опыт выходит за рамки юзабилити. Продуманный до мелочей интерфейс дарит положительные эмоции и затягивает эффектом максимального погружения в цифровую среду.
В рамках UX специалисты занимаются проектированием операций, которые выполняют пользователи. Удивительно, но неуспешные операции на iPhone приносят меньше разочарования, чем успешные на других телефонах. Причина в уникальной экосистеме и продуманной системе. Инженеры и разработчики вместе трудятся над тем, чтобы каждое действие приносило кайф владельцу девайса.
Опытные дизайнеры и признанные эксперты в веб-аналитике советуют разрабатывать сайты и приложения так, чтобы они вызывали счастье от решения задач.
Хороший дизайн похож на увлекательную игру. Пользователей затягивает в виртуальную реальность с первых секунд. Продукт становится значимым для аудитории благодаря тому, что создатели потратили время на проработку и нестандартные фишки. Это самый глубокий уровень связи, при котором у пользователя почти не остаётся возражений.
Мифов про дизайн интерфейсов очень много, поэтому мы сосредоточились на самых важных, которые чаще всего влияют на мнения заказчиков и мышление дизайнеров. Постарайтесь постепенно разрушить их, чтобы вывести проекты на новый уровень и забыть о стереотипах.
Идеальный интерфейс для аудитории и заказчика держится на 4 компонентах: решение задач, вовлечённость, удобство, простота. Составляющие не случайно расставлены в таком порядке. Больше всего пользователи ценят инструменты, которые решают их проблемы. Это актуально для информационных и коммерческих проектов.
Мы в веб-студии IDBI давно забыли о UX-мифах и открыты к сотрудничеству. Разработаем для вас интернет-магазин, корпоративный портал или информационный сайт. Поможем реализовать любую нестандартную идею в цифровом мире.