Лонгриды в веб-дизайне: когда уместны, когда нет, как правильно писать и оформлять
НАЗАД

Лонгриды в веб-дизайне: когда уместны, когда нет, как правильно писать и оформлять

Все вы встречали на разных сайтах объемные материалы, на которых можно залипнуть на полчаса-час, а то и больше. Это они - лонгриды, или longreads, или длинное чтиво. Разберемся, как правильно писать их и оформлять. И вообще - зачем они нужны на вашем сайте.

Что такое лонгрид

Лонгрид предполагает серьезную работу автора. Этот формат сродни журналистике: тут вам или исследование, или детальная биография, или репортаж. Лонгрид - не просто длинный текст (от 10 тысяч знаков), это очень качественный длинный текст, который полностью раскрывает тему и интересен читателю.

Что такое лонгрид

Вы скажете: да ладно, кто будет читать длинное полотно текста? И это в наше время, когда идет тенденция к упрощению контента? Ответим: будут, и будут многие - если зацепить читателя, рассказать ему неизвестные факты, на сто баллов раскрыть тему. А те, кто презрительно фыркнет - мол, “многабукав” - возможно, просто не ваша целевая аудитория.

Какими бывают лонгриды

Разберем основные виды лонгридов и прикинем, можно ли использовать их на вашем сайте:

1. Биография. Детальное повествование о жизни человека, приправленное неизвестными фактами, аналогиями и параллелями, деталями расследования. Такой лонгрид уместен на развлекательных и исторических сайтах. Если у вас коммерческий ресурс - можно сочинить биографию основателя бренда. Но учитывайте, что биография должна быть действительно интересной - избегайте сухого досье и простого перечисления жизненных вех. Если информации на лонгрид не набирается - лучше отказаться от такого формата.

2. Репортаж. Характерен для сайтов СМИ, но можно использовать и для коммерческих целей. Например, репортаж со дня рождения компании, проведенного оффлайн-мероприятия и других памятных событий.

лонгриды

3. Исследование. В таких лонгридах авторы поднимают актуальную тему и пытаются разобраться в вопросе.

4. Хроника события. Жанр характерен для значимых событий, в которых важны минуты и даже доли секунд.

лонгриды

5. Коммерческий лонгрид. Широко используется в продажах, на сайтах интернет-магазинов, производств, поставщиков услуг. Суть в том, что лонгридом выступает детальное подробнейшее описание товара или услуги. Понятно, что не каждый товар можно рекламировать таким образом - бесконечные описания модного платья или канцтоваров никто читать не будет. А вот если речь идет о сложном техническом товаре (смартфоны, другие гаджеты), крупногабаритном товаре (мебель, стройматериалы), новой и малоизвестной на российском рынке услуге - другое дело.

Еще один вариант коммерческого лонгрида - кейс компании. Можно публиковать как у себя на сайте, так и на сторонних площадках.

кейс компании

Собственно говоря, даже длинный подробный лендинг - это уже лонгрид. Напишите детальный разбор, приложите инструкцию, разместите отзывы покупателей, сделайте фото, снимите видео. Таким образом у вас получится следующий вид лонгрида.

6. Мультимедийный лонгрид. Используется во всех сферах, не только на коммерческих сайтах. Сейчас большинство лонгридов делается именно по этому типу: текст разбавляется всевозможным интерактивом. Это фото, видео, инфографика, подкасты, квизы. Такие тексты читать интереснее, они не выглядят длинной портянкой текста. В этом лонгриде “Коммерсанта”, например, на читателя воздействуют даже звуки.

Есть ли случаи, когда создание лонгридов в веб-дизайне неуместно? Конечно. Если у вас пока нет событий или товаров, которые можно детально осветить - отложите идею лонгрида до лучших времен. Если в штате нет хорошего копирайтера, верстальщика, программиста - пожалуй, тоже. В целом же мы бы советовали включить в контент любого сайта хотя бы несколько лонгридов. Зачем?

Зачем нужны лонгриды

Разберем основные причины, по которым нужно публиковать лонгриды на сайтев блоге, если он есть):

1. Увеличение лояльности пользователей. В океане одинаковых текстов ваш проработанный лонгрид покажется пользователю сказочным атоллом сокровищ. Понятное дело, он выделит ваш сайт и будет возвращаться к нему снова и снова.

2. Улучшение поведенческих метрик. Люди проводят на сайте больше времени, дочитывают интересную статью до конца и не покидают ресурс. Все это приводит к следующему пункту.

3. Увеличение трафика. Алгоритмы поисковиков любят хороший контент не меньше читателей. Качественные материалы не только попадают в топ, но и держатся там долгое время, принося постоянный трафик.

Увеличение трафика поисковики

4. Вирусный эффект. Хорошим лонгридом не грех и поделиться в соцсетях. Вы получите больше просмотров и опять же - больше трафика.

5. Увеличение продаж. Контент-маркетинг продает медленно, но верно. Вы словно подсаживаете посетителей на иглу качественного контента, и когда он привыкает получать очередную порцию годноты - начинаете продавать.

6. Укрепление деловой репутации. Хороший контент на сайте - это маркер, по которому оценивают серьезность бренда. Текстики, написанные авторами с биржи по 10 рублей за 1000 знаков, и блестяще написанный текст - разные вещи, небо и земля. Такие вещи обязательно заметят и оценят ваши клиенты и конкуренты.

Составляющие хороших лонгридов

  1. Интересная тема, которую можно раскрыть нестандартным образом, дать пользу для читателя. Если тема лонгрида эксклюзивна - это идеальный вариант. Если нет - автору нужно хорошо покопаться в теме, чтобы собрать достойный материал.
  2. Эмоциональная составляющая. Лонгрид должен цеплять, отзываться в душе, чтобы читатель захотел дочитать его до конца и поделиться с другими.
  3. Визуальная составляющая. Ага, мы уже приближаемся к теме дизайна! Как уже отмечалось, в хорошем лонгриде важен не только текст, но и фото, видео, слайд-шоу, аудио, тесты и другие виды контента.
  4. Удобство чтения, или юзабилити. Правильное форматирование, оформление, дополнительные элементы и выделение отдельных элементов облегчают восприятие. Это работа и ответственность верстальщика.

Эмоциональная составляющая лонгриды

Итак, хороший текст, грамотная структура и удобная верстка - вот три кита, на которых стоит хороший лендинг.

Этапы создания лонгрида

1. Проработка цели. Создание бизнеса, разработка сайта, написание статьи, а уж тем более лонгрида - все начинается с цели. Подумайте, для чего именно вам нужно длинное чтиво? Вы хотите освоить контент-маркетинг, привлечь новых читателей, увеличить трафик, поднять репутацию своего бренда? Определитесь и исходя из поставленной цели начинайте дальнейшую работу.

2. Поиск автора. Большинство классных лонгридов написаны профессиональными журналистами или копирайтерами, способными углубиться в тему, вытащить на свет божий малоизвестные факты, зацепить читателя. Многие из них подбирают и визуальный ряд - ищут фото и видео по теме, создают самостоятельно картинки и инфографику. Конечно, эту работу можно поручить дизайнеру, но кто, как не автор, лучше знает, чем проиллюстрировать выстраданную статью?

3. Поиск темы. Вряд ли у вас получится интересный лонгрид на замыленную тему. Например, что нового и уникального можно написать на тему “Выбор стройматериалов для постройки частного дома”? Автор должен быть суперпрофи - раскрыть тему под неожиданным углом или искать хороших экспертов, которые осветят тонкости и детали. Мы советуем брать нерастиражированные темы - велик шанс откопать что-то новое и интересное. Вспомните жанры лонгридов, о которых писали в начале статьи - биография, репортаж, описание товара, рассказ о компании, исследование. Подумайте, о чем вы хотите рассказать читателям и клиентам.

4. Итак, тему и автора нашли - начинаем работу. Рекомендуем составить подробное ТЗ - обязательно рассказать о цели написания, составить план статьи, обозначить призыв к действию. Если не знаете, что писать в ТЗ - скажите автору хотя бы цель лонгрида, и попросите прислать вам примерный план статьи, чтобы впоследствии не возникало недосказанности и взаимных разочарований.

5. Статья написана - в дело вступает команда верстальщиков. Да, лонгриды создают несколько человек - лучше, если это будет слаженная команда. В этом случае лонгрид получится цельным, а не сляпанным из отдельных кусков. Гармоничным продуктом, в котором одинаково важны как текст, так и визуальная составляющая.

Есть специальные платформы для публикации лонгридов: shorthand.com, creatavist.com, medium.com , tilda.cc и другие. В них можно разобраться самостоятельно, даже если вы не программист.

6. Протестируйте, как выглядит лонгрид на всех типах устройств. Да, и в мобильной версии тоже - вы же знаете, что большинство пользователей сидят в интернете со смартфонов? Дайте им эту возможность - позаботьтесь, чтобы шрифт был крупным и читаемым, картинки и видео быстро грузились, а всплывающие окна не блокировали экран и легко закрывались.

адаптивный дизайн сайта

7. Продвижение и анонсирование. Лонгрид - серьезная работа, а не обычный проходной текст. Анонсируйте ее во всех каналах вашей компании. Иногда не грех и рекламу купить - на тематических площадках и пабликах. Это прекрасная инвестиция в качественный контент, который может принести вам намного больше клиентов и продаж, чем вы потратите на рекламу.

8. В дальнейшем, уже после публикации, изучите поведенческие факторы. Дочитывают ли ваш лонгрид до конца, не покидают ли сайт в середине статьи? Это позволит вам сделать выводы и в дальнейшем доработать структуру и качество текста.

Поговорим подробнее о правилах веб-дизайна для лонгридов

1. В начале статьи составьте оглавление с кликабельными ссылками - это поможет пользователю быстро найти нужный раздел, если он не читает с нуля, а сохранил лонгрид в закладки и время от времени возвращается к чтению.

2. Укажите время чтения - 30 минут, полтора часа и так далее. Покажите читателю, что вы цените его время и заботитесь о нем. Если времени нет - предложите прислать статью по электронке, чтобы человек почитал ее в удобное время.

пример лонгрида

3. Выберите тип и размер шрифта. Достаточно крупный, без засечек, лучше стандартный. Определитесь с цветовой гаммой - текстовые блоки и визуальный ряд должны дополнять друг друга. Разумеется, забудьте о разноцветных шрифтах - а вот выделить контрастным цветом главные мысли и цитаты - вполне допустимо. Помните, что лаконичность и стильность - две сестры дизайна, а вот избыточной фантазийности и аляпистости в списках родственников отродясь не бывало.

4. Сделайте форматирование. Название, заголовки разных уровней, подписи под фото и видео нужны обязательно. Лучше, если разделы будут примерно одинаковыми по длине - например, по 2000 знаков в среднем. Все потому, что люди легче воспринимают информацию, разбитую на короткие блоки.

5. Используйте вырезки и цитаты, чтобы выделить самые важные места. Какие - ну это придумайте сами. На что вы хотите сделать акцент? Если это текст для компании - выделите самые важные вехи развития, награды и прочие события, которыми можно гордиться. Если рассказ о проведенном событии - выделите яркие фразы участников, эмоции и впечатления гостей. Если статья-биография - цепляющие пронзительные цитаты персонажа, которые точно западут в душу читателям.

6. Чередуйте текст и визуальный ряд, чтобы было красиво и удобно для пользователя. Текст, фото, текст, видео, текст, инфографика - примерно так. Помните, что визуал - это такая же полноценная часть лонгрида, как и текст, а не просто веселые картинки для разбавления буквенного полотна.

7. Больше воздуха! Текст в лонгриде не должен выглядеть плотно сжатым - это душит. Используйте большие отступы между блоками, не бойтесь свободного пространства.

8. Не забывайте про кнопки СТА, если это уместно. Вы собираете лиды и хотите получить контактные данные читателей? Опубликуйте на сайте часть лонгрида, а остальное пообещайте прислать в электронной рассылке или в соцсетях. Будьте осторожны - не каждый читатель захочет проходить долгую регистрацию. Максимально облегчите этот процесс для пользователя - идеальным вариантом будет регистрация в один клик, через соцсети.

Также уместны в лонгриде ссылки на другие материалы блога или сайта. В идеале они должны вести на продающие страницы или такие же качественные лонгриды, не меньше. В противном случае пользователь может испытать разочарование.

9. В заключение снабдите лонгрид иконками соцсетей для расшаривания, чтобы пользователь мог сразу же, по горячим следам, поделиться с друзьями. Обязательно отслеживайте процент переходов на сайт из соцсетей - так вы поймете, насколько хорошо сработал заголовок и первый абзац лонгрида (именно ими вы и будете приманивать читателей).

Как вам этот лонгрид, кстати? Не устали читать? Не покинули наш блог в ужасе? Что и требовалось доказать: если статья интересная, она не отпугнет думающих людей. Какими, несомненно, являетесь вы и ваша ЦА. Студия IDBI поможет разработать дизайн сайтов и внедрить в него любые форматы, в том числе и лонгриды.