Копирование в веб-дизайне
При разработке дизайна сайта часто веб-дизайнеры вдохновляются работами своих коллег. Большинство начинающих дизайнеров копируют работы профессиональных дизайнеров на стадии обучения. Как не переступить эту тонкую грань и не перейти в плагиат? Какое копирование допустимо и простительно? Как использовать работы других дизайнеров для поиска идей? Ответим на эти вопросы в нашей статье.
В профессиональном мире веб-дизайна каждый день публикуются огромное количество работ в открытых и закрытых источников. Дизайнеры смотрят работы в этих подборках для вдохновения и развития своего профессионализма, создают мудборды и референсы. Некоторые работы настолько потрясают, что возникает желание сделать так же. И в этом кроется опасность: как создать дизайн уникальным, и в то же время соответствовать трендам. Такой подход копирования даже полезен - развивает навыки и насмотренность дизайнера. Однако, в некоторых случаях это приводит к непредсказуемым последствиям.
Взять, к примеру, дизайн логотипа будущей Олимпиады в Токио в 2020 году. Дизайнера Кенджиро Сано обвинили в плагиате, так как созданный им логотип был очень похож на работу Оливье Дэби - логотип театра в Льеже.
Была ли работа японского дизайнера плагиатом? Возможно ли простое совпадение геометрических форм, и в результате подтверждается теория о том, что все, что есть в дизайне - уже кем-то придумано? Организаторы олимпиады решили не проверять эту теорию и отказались от утвержденной эмблемы.
Можно выделить три типа копирования дизайна:
Разберем подробнее все виды копирования и постараемся определить степень их влияния на конечный продукт.
Большинство дизайнеров начинают свой путь с полного копирования чужих работ. Что копируют дизайнеры:
Однако, копирование элементов дизайна без изменений называется плагиатом и запрещено авторским правом, так же как и использование на сайте нелицензированных изображений (к примеру, из простого поиска Яндекса или Google).
Вернемся к случаю с эмблемой олимпиады. Эта ситуация породила массу споров в профессиональном сообществе. Так как эмблема театра не была официально зарегистрирована, с юридической стороны плагиата как такового не было. Однако, чтобы избежать скандала и судебных тяжб, администрация заменила разработанный логотип.
Еще одна история, связанная с копированием дизайна - спор между Samsung и Apple. Компания Samsung призналась в заимствовании некоторых элементов дизайна и выплатила денежную компенсацию.
Что делать, если конкуренты полностью скопировали дизайн и контент сайта? Есть несколько способов борьбы с плагиатом в интернете:
Или просто поговорить с конкурентом о проблеме. Некоторые компании не хотят скандалов и при нарушениях сами меняют дизайн сайта.
В любом случае, плагиат - это воровство и неуникальный дизайн. Это бьет по репутации компании, провоцирует отток клиентов и не приносит ожидаемой прибыли.
Некоторые работы поразительно похожи на работы профессионалов, однако, привлечь за откровенный плагиат дизайнера не представляется возможным. Например, всеми известную социальную сеть «ВКонтакте» обвиняли в копировании другой сети Facebook. Однако, никто так и не смог этого доказать.
Социальная сеть «ВКонтакте»
Социальная сеть Facebook
Проверить дизайн на признаки плагиата сложнее, чем текст или отдельное изображение. Малейшее изменение формы и цветовой гаммы - и получается что-то новое. То есть, если дизайнер взял идею и воплотил ее в собственном решении, технически это не считается плагиатом и копированием чужих работ.
Существует проблема, которой подвержены все сайты без исключения - некоторые функциональные элементы на всех ресурсах похожи друг на друга. К примеру, один из распространенных символов меню «гамбургер» теперь повсеместно используется на сайтах и в мобильной разработке, хотя тоже был придуман дизайнером.
Тоже самое касается основных элементов призыва к действию - кнопок, форм, блоков для подписки и прочее. Принципиально новые элементы дизайнеры стараются не использовать, так как это негативно влияет на юзабилити сайта - уровень понимания пользователя, как взаимодействовать с интерфейсом. Подробнее об этой проблеме мы писали в этой статье. Также существуют привычные пользователю структуры, которые используются в дизайне - оформление преимуществ компании (иконка + надпись внизу), расположение карточек товара в интернет-магазинах, слайдеры на главном экране и прочее.
Еще одна проблема - использование изображений. Желание предпринимателей сэкономить на разработке ресурса вынуждает дизайнеров пользоваться бесплатными фотостоками. Поэтому нередки случаи, когда одно и тоже изображение встречается на сайтах несколько раз. К примеру, фотография из стока одновременно используется на сайте продажи окон и на сайте заказа натяжных потолков:
Сайт продажи окон
Сайт натяжных потолков
Что это - копирование или просто использование одинаковых элементов? В данном случае - второй вариант. Чтобы не попастся на повторении, есть несколько рекомендаций по использованию стоковых картинок.
Чтобы найти картинку, идеально подходящую к контексту, нужно постараться. Первые встретившиеся изображения с рукопожатиями кочуют из ресурса в ресурс, хотя порой на фотостоках встречается оригинальный контент.
Поменять настройки яркости и контрастности или изменить картинку до неузнаваемости. В случае с приведенным примером, компания, которая занимается продажей торшеров добавила свой товар в интерьер и вот, что получилось:
Это можно сделать с помощью обычного поиска по картинке от Яндекс или Google. Избегайте полных повторений с другими сайтами и используйте стоковые картинки в новых воплощениях.
Поиск идей - неотъемлемая часть создания дизайна продукта. Просматривая другие сайты, портфолио из открытых источников и ресурсы профессионального сообщества, формируется так называемая «насмотренность». Это визуальный опыт, благодаря которому дизайнер может разбираться в трендах, создавать новые элементы на основе уже увиденных ранее работ и различать мелкие детали. К примеру, не каждый может различить популярные шрифты Helvetica и Arial.
Если дизайнер сам попробует создать собственный шрифт, просмотрит различные шрифты от дизайнеров и проанализирует их отличия, в дальнейшем он будет подмечать тонкости, больше обращать внимание на типографику.
Так и с дизайном сайтов - чем больше мы наблюдаем, подмечаем идеи различных авторов, тем больше сможем применить в дизайне.
Однако, дизайнер может столкнуться с другой проблемой - «это уже было». В наше время с развитием технологий, где каждый может стать кем угодно, появляется большое количество похожих работ с одними и теми же элементами. Поэтому важно соблюсти баланс: дизайн должен быть трендовым, иметь схожие черты и элементы с большинством интерфейсов для удобства пользователей, и в то же время отличаться и выделяться среди остальных. С оригинальностью и креативностью тоже можно переусердствовать, и тогда работа становится непонятной для остальных.
Кроме того, очень большую роль в создании дизайна сайта играют различные ассоциации и устоявшиеся клише в зависимости от деятельности компании. К примеру, туристическое агентство ассоциируется с пляжем и солнцем, стоматология - с врачами в белых халатах и прочее. В результате дизайнеры используют похожие приемы и тем самым создается ощущение, что все копируют друг у друга. Избежать этого можно, если придумывать новые ассоциации или использовать оригинальные приемы для оформления - анимацию, 3D-изображения, уникальные иллюстрации и прочее.
Знаменитые художники стали знаменитыми не только из-за своего таланта, но и упорства. Многие учились, копируя и подражая как известным мастерам, так и своим учителям. К примеру, Ренуар проводил свободное время, копируя произведения великих художников, пока не пришел к своему собственному стилю. Некоторые рисовали идентичные сюжеты и одних и тех же людей.
Та же самая ситуация наблюдается в дизайне. Восхищаясь работами профессионалов, дизайнеры нередко ищут идеи в портфолио известных студий, дизайнеров и агентств. Наверняка у каждого есть свои ориентиры в этой сфере, которые сознательно или неосознанно применяются при оформлении веб-сайтов, создании логотипов, фирменного стиля. Подражание работам профессионалов - хорошее упражнение для тех, кто ищет собственный стиль и старается стать специалистом в своем деле.
Как использовать чужие работы для вдохновения и не опускаться до откровенного плагиата?
Есть компании, которые задают тренды и которым подражают другие. Самые известные предприятия, которым подражает весь мир - Apple и Google. Так компания Apple снова ввела в моду градиенты, а Google выпустили свою концепцию Material Design. В этих случаях подражание является не просто копированием, но и следованием новшествам в дизайне.
Дизайнеры, которые достигли высокого уровня профессионализма и имеют собственный стиль уже сами являются источником вдохновения для других. Однако, есть случаи, когда работы повторяют друг друга и перестают быть уникальными. Например, если используют собственные макеты как шаблоны для разработки других сайтов.
Также создание дизайна - это не только постоянное творчество и поиск оригинальных решений, но и кропотливая работа, анализ уровня конверсии сайта и влияния на продажи тех или иных элементов. Бывает так, что дизайнер использует уже проверенные схемы и работы получаются похожими друг на друга.
Как не потерять вдохновение и создавать уникальный дизайн? Так же, как и в случае с подражанием - искать идеи у своих коллег, наблюдать за крупными изобретателями трендов, искать вдохновение в культуре, искусстве, природе и всем, что нас окружает.
При разработке дизайна, новых концепций, вопросы остаются теми же: как быть в тренде и в тоже время создавать оригинальные решения, когда «все уже придумано». Как искать идеи и не опускаться до плагиата чужих работ. Где еще искать вдохновение, кроме копирования чужих решений.
Что касается новшеств в дизайне, даже на фоне развития технологий, главным становится не техническая реализация, а идея, в тесной связи с индивидуальным контекстом. Только так можно сделать что-то индивидуальное. Только таким образом можно избежать ограничений формы, визуального восприятия и технических возможностей.
Студия дизайна IDBI ищет вдохновение как у своих коллег, так и в окружающей среде: природных явлениях, моде, культуре различных стран, искусстве, особенностях каждой компании и ее деятельности. У нас вы не найдете похожих работ - каждый дизайн индивидуален и включает в себя как работающие приемы повышения конверсии сайта (например, элементы, повышающие доверие пользователя), так и оригинальные решения в композиции, цветовой гамме. Мы используем и классические правила дизайна, и новые идеи для наших клиентов.