Иммерсивный дизайн: что это такое и 5 отличительных характеристик
НАЗАД

Иммерсивный дизайн: что это такое и 5 отличительных характеристик

Развитие digital-продуктов — одна из приоритетных задач коммерческих компаний. Многие предприятия вышли в интернет, чтобы привлечь новую аудиторию и закрепиться в нише. Сайты и приложения помогают взаимодействовать с целевыми пользователями и развивать имидж бренда.

В статье поговорим о новом направлении в дизайне, которое активно обсуждают в зарубежных источниках. Выясним, какие у него преимущества и как скоро можно будет применять методику на реальных проектах.

Что это такое

С понятием «иммерсивный дизайн» знакомы немногие дизайнеры. Представители коммерческих компаний слышали о нём, только если интересовались, как разрабатывают цифровых продукты за границей. В статье об инклюзивном дизайне мы частично затронули эту тему.

Иммерсивный дизайн — будущее графического дизайна. Это направление, которое базируется на полном погружении в продукт. Когда интерфейс не заканчивается на экране устройства, а выходит за рамки. Создатели концепции Material Design предлагают рассматривать объекты внутри интерфейса, как физические, а иммерсивный дизайн ушёл ещё дальше.

Выход за рамки дисплея гаджета предполагает использование полезных инструментов управления, которые и создают эффект полного погружения. Это голосовое управление, дополненная и виртуальная реальность.

Новый подход к дизайну требует от разработчиков максимального вовлечения. Они должны не только понимать суть продукта, но и спроектировать дополнительные способы взаимодействия с интерфейсом. Для таких задач стандартных инструментов не хватит. К работе надо обязательно подключить специалистов по моушн графике.

Коммерческим компаниям и дизайнерам сложно представить инструмент с элементами дополненной реальности, который можно использовать для взаимодействия с целевой аудиторией. Бизнес должен адаптироваться под изменения и следить за трендами, но бездумно тратить ресурсы нельзя. Чтобы освоить новые технологии и применить их с пользой для продукта нужен комплексный подход.

Иммерсивный дизайн отлично сочетается с геймификацией. Когда в интерфейсе работают инструменты вовлечения. Они словно бросают вызов пользователям и мотивируют выполнить задачу до конца.

На геймификации, дополненной реальности и нестандартном подходе основан один из самых успешных цифровых продуктов последних лет. В 2016 году вышла игра Pokemon Go, которая быстро заняла первые строчки в рейтингах Google Play и App Store. По подсчётам аналитиков разработчики зарабатывали по 1,6 млн долларов каждый день.

Коммерческий успех стал возможен благодаря новым технологиям и нестандартному подходу к проектированию пользовательских инструментов. Новые игроки вовлекались в игровую реальность с первых секунд. Они бросали дела и отправлялись в разные уголки города, чтобы пополнить коллекцию покемонов.

Интерфейс игры спроектирован так, чтобы геймерам хотелось играть без остановки. Продукт получил невероятный коммерческий успех, но, если анализировать только идею, ничего принципиально нового в ней нет. Много лет существовали похожие приложения, которые поддерживали популярность покемонов.

Pokemon Go показала мировому сообществу, что AR-технологии можно использовать уже сейчас. Разработчики игры в короткие сроки получили многомиллионную аудиторию по всему миру и заработали 3,6 млрд долларов за 4 года. Некоторые игроки специально ехали в другие страны, чтобы добавить в коллекцию уникальных персонажей.

Игрой с элементами дополненной реальности в 2020 году никого не удивишь, но иммерсивный дизайн даёт много преимуществ, по сравнению со стандартным продуктовым дизайном. Идеальный пользовательский опыт обеспечивают эмоциональность, инклюзивность, геймификация и другие атрибуты.

Зарубежные дизайнеры прогнозируют, что продуктовый дизайн скоро превратится в иммерсивный. Тренд постепенно распространится за границей, а потом придёт и в Россию.

Важные особенности

Понятие «иммерсивный дизайн» появилось в 2007 году. Его придумал британский дизайнер Алекс Макдауэлл. Пока что направление остаётся в начальной стадии развития, но в ближайшие 10-15 лет количество проектов с элементами дополненной и виртуальной реальности будет расти в геометрической прогрессии.

Термин активно используется в зарубежных источниках о дизайне, но пока не выходит дальше теории и немногочисленных примеров. Философию активно поддерживают на проектах для дизайнеров, вроде Dribbble.

У иммерсивного дизайна есть две важные задачи, которые делают его особенным. Первая — создать цифровой мир, который не будет заканчиваться только на смартфоне или планшете. Продукт выходит за рамки дисплея и продолжается в реальном мире. Для этого необязательно проектировать масштабный AR-инструмент. Хватит и микровзаимодействий, если они улучшат user experience.

Вторая задача — связать интерфейс и дополнительные элементы для создания идеального продукта под конкретные задачи. Дополненная реальность не принесёт пользы, если она спроектирована без учёта особенностей проекта. Проект должен быть целостным, иначе он принесёт лишь негативный пользовательский опыт.

Основатель философии иммерсивного дизайна считает, что дизайнер должен расширять границы своих знаний, чтобы каждый новый проект был прогрессивнее предыдущего. Технологии очень быстро меняются и специалистам по графике надо следить за трендами и сосредоточиться на творчестве.

У новой концепции в дизайне много противников. Их позиция объясняется тем, что не все готовы подстраиваться под изменения. Некоторые специалисты, и особенно коммерческие компании, привыкли работать в одном направлении и не собираются менять свои взгляды. Они расценивают новые технологии и подходы к разработке интерфейсов, как чужеродные элементы.

Одна из главных проблем иммерсивного дизайна, как метода разработки цифровых продуктов — отсутствие теоретической базы. Пока не существует систематизированных гайдлайнов для получения ответов на все вопросы. К примеру, с направлением Material Design всё предельно ясно. Есть инструкции от разработчиков, примеры и советы по разработке.

Максимальное погружение

Создавать и продвигать цифровые продукты невероятно сложно. Особенно, в условиях жёсткой конкуренции. В популярных нишах компании постоянно соперничают между собой, чтобы удовлетворить потребности аудитории и обойти соперников. Это проявляется и в реальном мире.

В последние годы Tesla заняла нишу электрических автомобилей, а конкуренты стараются не отставать и вкладывают большие деньги в развитие этого направления. Инвестициями занимаются даже те компании, которые до успеха компании Илона Маска не верили, что электрокары смогут конкурировать с обычными автомобилями.

Аналогичный подход работает и в цифровом мире. Продукты компаний должны не только решать задачи пользователей, но и создавать эффект максимального погружения. Чтобы потенциальные и действующие клиенты не только вспоминали о приложении в случае необходимости, а пользовались им максимально часто.

Создать интересный продукт легко и сложно одновременно. Легко, если понимать его суть и потребности целевой аудитории. Сложно, потому, что взаимодействие с digital-средой должно быть продумано до мелочей. Если пользователи столкнутся с проблемами, они уйдут к конкурентам.

Интерактивность

У проектов, созданных в стиле иммерсивного дизайна, есть одно важное свойство — интерактивность. Пользователи получают в распоряжение инструменты, которые они раньше могли представить только в смелых фантазиях. Вспомните концепт виртуального банковского приложения, где можно посмотреть баланс жестами и не доставать смартфон.

VR-технологии позволяют превратить стандартное взаимодействие в увлекательную игру. Благодаря этому создаётся устойчивая связь между целевой аудиторией и продуктом. Одно дело, когда приложение просто выполняет определённые задачи и совсем другое, когда взаимодействие выходит за рамки привычной среды.

Цифровой мир непрерывно меняется и в некоторых случаях мы даже не замечаем, насколько быстро. Новостная сводка плавно переместилась из газет в смартфоны. Возможно, через 5-10 лет мы не будем брать телефон в руки, а просто включим трансляцию в AR-очках. Можно будет поглощать контент за обедом или в метро.

Новая digital-реальность уже на подходе. С каждым годом на рынке появляются новые технологичные устройства, которые расширяют границы взаимодействия с виртуальной реальностью. Со временем стоимость производства таких девайсов будет снижаться, как и стоимость для покупателей.

Техно-гиганты Apple, Google в числе первых стараются дать мировому сообществу инструменты для взаимодействия с виртуальным миром. В мае 2020 года на фоне проблем с коронавирусом Google выпустила AR-приложение Sodar, которое позволяет быстро измерить расстояние до человека. Открываешь приложение на телефоне и на земле появляется черта, которая показывает безопасное расстояние.

Стоимость такой разработки вряд ли затянет на миллионы долларов. Инструмент простой и полезный. Срок жизни приложения зависит от периода действия ограничений из-за пандемии, но сейчас он актуален.

Выход за рамки

AR-продукты, работающие в тандеме со смартфонами или планшетами, дают возможность выйти за привычные границы. Область взаимодействия с интерактивным контентом ограничена дисплеем телефона, но это всё равно больше, чем предлагают стандартные цифровые продукты.

Пользователи ощущают себя частью чего-то нового и могут простить мелкие недочёты. AR-технологии активно развиваются, поэтому инструменты работают не так идеально, как хотелось бы. Пока что аудитория готова к тому, что взаимодействие с продуктом такого формата может развиваться не по сценарию. После того, как иммерсивный дизайн станет привычным явлением, порог входа сильно увеличится.

Ситуативные продукты, как Sodar от Google, демонстрируют, что за AR-приложениями будущее. У нас уже есть маски в Инстаграме и анимированные персонажи на мобильных устройствах, которые повторяют мимику пользователя. С развитием технологий и повышением спроса на приложения нового поколения их количество вырастет в геометрической прогрессии.

Улучшенное взаимодействие

Если в момент знакомства с интерфейсом возникают проблемы, user experience может пострадать. Улучшенное взаимодействие подразумевает нестандартный подход к проектированию digital-продуктов. Когда у пользователей появляется возможность использовать технологии, которые раньше существовали только в футуристичных фильмах.

Если вспомнить историю, то и смартфоны когда-то были концептами, а сейчас мы взаимодействуем с ними постоянно. Информационный контент с бумажных носителей используется всё меньше.

Иммерсивный дизайн предполагает использование нестандартных инструментов управления. Одним из самых популярных является голосовое управление. Он особенно эффективен при работе голосовыми помощниками. Сири, Алиса и Алекса каждый день помогают узнавать погоду, курсы валют и решают другие задачи.

Голосовое управление экономит время, но подходит не для всех проектов. Использовать новую технологию только из-за популярности не стоит. Пользователи очень быстро разочаруются в продукте и компании, которая выпустила «сырой» инструмент в открытый доступ.

Улучшенное взаимодействие должно быть таким, чтобы у пользователей оставались только положительные эмоции. Представьте, что установили приложение с ПДД-тестами и вместо привычных жестов надо выбирать правильные ответы голосовыми командами. Необычно, но не совсем подходит по контексту.

Увлекательное обучение

Одна из главных проблем большинства приложений — отсутствие понятного механизма обучения. Пользователям приходится тратить много времени, чтобы освоить базовые возможности и работать с ними на автомате.

Дополненная реальность сильно ускоряет обучение. Людям хочется узнать, как всё работает, и они готовы отодвинуть другие дела. Добиться такого эффекта в обычных условиях тяжело. Некоторые пользователи избавляются от приложений потому, что не могут далеко продвинуться в изучении особенностей.

Представьте, что после установки приложения для обучения вождению виртуальный ассистент показывает, как всё работает и предлагает самостоятельно протестировать разные части автомобиля. С помощью жестов можно запустить двигатель, включить фары и радио. Если аналогичного механизма взаимодействия нет у других конкурентов, успех гарантирован.

Преимущества и недостатки

Иммерсивный дизайн входит в число перспективных направлений, которые в ближайшем будущем могут стать частью повседневных инструментов дизайнеров. Пока что он доступен только крупным компаниям с хорошим запасом инвестиций. Через 5-10 лет ситуация может полностью изменится.

Многие дизайнеры боятся технологий из-за высокой конкуренции. Якобы, придут роботы и заберут у них работу. В студии Артемия Лебедева уже работает нейросеть, которая генерирует необычную графику, но спрос на живых дизайнеров из-за этого не уменьшился.

Контент постоянно меняется и надо подстраиваться под изменения. Иммерсивный дизайн проводит чёткую границу между интерфейсом и контентом. Традиционный подход к проектированию цифровых продуктов ставит на первое место информацию, а нестандартный — инструменты.

Преимущества иммерсивного дизайна:

  1. Улучшение user experience. Голосовое управление или дополненная реальность обеспечивают погружение в суть продукта.
  2. Снижение порога входа. Знакомство с новым интерфейсом проходит быстрее, чем обычно благодаря интерактивности.
  3. Раскрытие продукта. Нестандартный подход к проектированию интерфейса показывает стандартные качества с другой стороны.
  4. Преимущество перед конкурентами. Люди любят прогрессивные компании и стараются помогать тем, кто делает ставку на технологии будущего.

Недостатки:

  1. Увеличение сроков разработки. Применение новых технологий всегда связано с тестами и экспериментами. Релиз может затянуться надолго из-за исправления многочисленных недостатков.
  2. Сложность обучения. Дизайнерам надо будет спроектировать не только интерфейс, но и элементы, которые выходят за пределы экранов.
  3. Повышение стоимости проекта. AR-технологии находятся в стадии развития, хороших специалистов мало, а стоимость их услуг пока что очень высокая.
  4. Сложность генерирования идей. Подсмотреть нестандартные решения у конкурентов не получится. Нужен глубокий анализ потребностей аудитории и проектирование цифрового продукта на всех уровнях взаимодействия.

Иммерсивный дизайн — перспективное направление, которое может стать актуальным в ближайшие годы. Особенно, для компаний, деятельность которых тесно связано с современными технологиями. Внедрить дополненную реальность можно и в приложение по доставке еды, но это не получится добавить в очередной релиз. Цифровые продукты с AR-элементами пока что очень сложные в реализации. Будем надеяться, что со временем появится больше крутых примеров и можно будет проектировать UI как в Фотошопе или Фигме.

Веб-студия IDBI пристально следит за трендами и старается довести каждый проект до идеального состояния. Мы готовы обсудить реализацию информационных или коммерческих сайтов под ключ в любом из наших каналов связи.