Header и footer: основные принципы создания шапки и подвала сайта
Чтобы привлечь внимание клиента и выделиться среди конкурентов в интернете, необходимо прорабатывать каждую деталь и каждый элемент дизайна. К таким элементам относятся шапка и подвал сайта - первое и последнее, что видит пользователь на странице. В этой статье мы поговорим об основных принципах создания хедера и футера, приведем различные примеры и выясним, как дизайн шапки и подвала сайта влияет на юзабилити.
Некоторые элементы веб-страницы более важны для создания первого впечатления, юзабилити и восприятия дизайна сайта в целом. Такими элементами является header и footer.
Header (шапка сайта) - верхняя область на сайте, предназначена для облегчения навигации по странице, первый элемент, который привлекает внимание пользователя. С помощью хедера посетитель сайта понимает, где находится, как перейти в следующий раздел и найти нужную информацию. В интернет-магазинах в шапке сайта находится один из главных элементов - форма для оформления заказа, вход в личный кабинет и корзина. Пример хедера:
Footer (подвал сайта) - нижняя область на сайте, предназначена для логического завершения страницы, облегчения навигации и размещения дополнительных страниц.
Пример футера сайта:
Хедер и футер - элементы сайта, которые начинают и завершают веб-страницу. С помощью них можно не только привести дизайн сайта к логическому завершению, но и повысить уровень юзабилити и увеличить конверсию сайта. Рассмотрим каждый элемент отдельно, приведем примеры оформления и разберемся, какие составляющие хедера и футера должны учитываться для лучшего восприятия пользователя.
В шапку сайта могут помещать следующие разделы:
Не все элементы должны присутствовать в хедере. Дизайн шапки профиля ограничивается только представлениями дизайнера, нет каких-то обязательных объектов. Однако, некоторые элементы существенно повышают уровень конверсии: если в шапке размещены контакты и кнопка для обратной связи, вероятность отклика пользователя значительно повышается, так как эти элементы видны клиенту в первую очередь.
Рассмотрим несколько примеров хедеров и остановимся на их особенностях.
Традиционный вариант шапки сайта: логотип слева сверху, внизу - горизонтальное меню с иконками для улучшения восприятия и украшения. Есть выбор города, ссылки на основные разделы сайта. Присутствует поле для поиска, иконка корзины, а также контактные данные.
В тех случаях, когда ресурс крупный и содержит множество страниц, прибегают к такому приему, как двойное меню.
В интернет-магазине как правило большое количество товаров и категорий, поэтому магазин «Эльдорадо» разбил меню на две части: основное и выпадающее при наведении.
Обычно используется для сайтов, цель которых - презентация продукта или продвижение отдельной личности. Тогда в шапку помещают фотографию, которая сразу привлекает внимание посетителя:
Например, так выглядит сайт Ани Лорак. Внимание обращено на личность певицы, поэтому размещаются ее фотографии крупным планом. При скроллинге шапка трансформируется и превращается в обычную горизонтальную линию:
Чтобы сделать дизайн более привлекательным и запоминающимся, некоторые дизайнеры прибегают к нестандартным решениям и вставляют в хедер анимированные изображения. На примере качается инструмент для сбора металла:
Такой подход тоже имеет место быть, однако, такие анимации занимают много места, поэтому необходимо заранее продумать расположение элементов.
Решение, которое все чаще используется дизайнерами для дизайна сайтов. Меню «гамбургер» - небольшой значок из трех полосок, нажимая на который раскрывается полноценное меню с ссылками на разделы сайта. Такой прием применяется дизайнерами в том случае, если нужно сделать акцент на главном экране и не хочется размещать лишних элементов. Так выглядит главный экран:
После нажатия на значок, появляется страница с меню:
С точки зрения юзабилити сайта нельзя сказать, что это плохой вариант. Такое меню пришло из мобильной разработки и уже привычно пользователям. Гамбургер подойдет промо-сайтам, где основной акцент идет на качественное представление продукта с помощью фото или видео. Для интернет-магазинов такой вариант не подходит, так как клиенту важно иметь в быстром доступе корзину, избранные товары и поле поиска.
Иногда дизайнеры не выделяют шапку сайта как отдельный блок и встраивают ее в главный экран. Обычно это минималистичное решение, где представлены только ссылки на основные разделы сайта и логотип компании. Особенно такой прием используется в дизайне лендингов.
Иногда дизайнеры отходят от стандартного представления шапки профиля и встраивают навигацию в виде иллюстрации, где ссылки размещены на отдельных объектах. Например:
Это интересное дизайнерское решение, однако, клиент не сразу понимает, как взаимодействовать с интерфейсом, поэтому нужно использовать такие приемы с осторожностью.
В том случае, если дизайн сайта выполнен в каком-то определенном стиле, нередко шапку сайта также делают стилизованной. На этом примере в хедере расположены известные здания Москвы, с ссылками на страницы с описаниями:
Некоторые бренды под каждый праздник разрабатывают новую шапку для создания атмосферы праздника на сайте. Мы писали об этом в статье, посвященной подготовке сайта к Новому году.
Некоторые дизайнеры отходят от традиционных понятий дизайна и не делают шапку сайта в принципе. Например, заменяют верхний блок необычной навигацией, как на этом примере:
Очень сложно оценивать такие решения с точки зрения юзабилити. После перехода на сайт первое время нужно понять, как устроена навигация и что сайт предлагает посетителям. О том, что лучше выбрать, креативность или юзабилити, читайте здесь.
Создавая дизайн хедера, веб-дизайнеру нужно помнить, что это первый элемент, который видит пользователь, и один из самых используемых в интерфейсе. Поэтому необходимо подходить к созданию шапки с особой тщательностью и помнить о юзабилити.
Как оформить шапку, которая будет удобна для клиента, вписываться в стиль всей страницы и способствовать увеличению конверсии? Дадим несколько советов по созданию дизайна хедера.
В первую очередь клиент читает названия разделов и предоставленную компанией информацию: контактные данные, интересные предложения. Поэтому нужно выбрать читабельный шрифт, который не будет ухудшать восприятие.
Как уже говорилось, оформление шапки также зависит от типа сайта и его цели. Если это промо-сайт, предназначенный для презентации продукта, дизайн шапки вполне может ограничиться ссылками на основные разделы сайта, которые совмещены с первым экраном, так как главная цель сайта - эффектно преподнести товар. В случае с интернет-магазинами или сервисами, на которых постоянно заказывают услуги, этого недостаточно. Пользователю нужно легко ориентироваться на таком сайте, знать, как быстро связаться с менеджером и посмотреть уже заказанные услуги.
Проектируя дизайн шапки, не забывайте об удобстве для пользователя. С точки зрения юзабилити логотип компании лучше размещать в центре или левом верхнем углу, а контактные данные и кнопку для обратной связи - в правом. Это существенно облегчает ориентирование, так как данный прием уже устоявшееся правило, хотя никто не ограничивает дизайнеров в использовании креативных решений.
Разрабатывая шапку сайта, дизайнер создает элементы призыва к действию - кнопку «купить», «заказать», «связаться», и связанную с ней веб-форму для заполнения данных. Чтобы привлечь внимание пользователя и довести его до целевого действия, кнопка должна содержать понятную для клиента надпись и быть заметной среди основного контента. Что касается веб-формы, лучше не перегружать ее большим количеством полей и обозначить все состояния - при ошибке, неверном заполнении и прочее.
Этот пункт больше относится к разработке, однако, дизайнер тоже должен его учитывать. Фиксация хедера означает его перемещение вместе со скроллингом. На нашем сайте при скролле шапка как будто прилипает к верху страницы и всегда находится перед глазами пользователя:
Шапка сайта - первое, на что обращает внимание пользователь, она является визитной карточкой всего сайта, помогает клиенту ориентироваться на сайте, искать нужную информацию и совершать целевые действия. Поэтому нужно уделять особое внимание ее разработке.
Некоторые дизайнеры ошибочно думают, что мало кто из пользователей доходит до конца страницы, и поэтому не уделяют достаточное внимание подвалу (футеру) сайта. Однако, это не так. Футер может играть такую же роль, как и шапка сайта - облегчить ориентирование пользователя на сайте, предоставить информацию о компании и даже побудить к целевому действию.
Зачем нужен футер?
Бесконечный скроллинг давно не приветствуется в дизайне сайта, так как создает у пользователя ощущение незавершенности. С помощью подвала сайта мы даем клиенту понять, что контент закончен и предлагаем перейти к следующему разделу.
Дополнительные контактные данные или призыв к действию помогает подтолкнуть клиента к совершению покупки или заказу услуги, подписке на рассылку.
Дочитав очередную статью пользователь может не возвращать к шапке сайта, а найти нужную информацию в футере.
Нередко в футере размещают сведения о компании, документы и сертификаты, политику конфиденциальности и прочее.
Возможно, это не самая посещаемая и видимая часть сайта, однако, если пользователь долистал страницу до конца, это говорит о его заинтересованности в предложении. Поэтому футер - полезный инструмент для дальнейшего направления клиента.
Рассмотрим, какие элементы могут размещаться в подвале сайта и какой подвал может быть с точки зрения дизайна.
Карта сайта - это полный список всех страниц на сайте, с указанием разделов. Данный элемент является одним из основных элементов навигации на сайте. С помощью карты пользователь может найти нужный ему раздел. При большом количестве страниц делают выпадающее меню или размещают только ссылки на наиболее популярные разделы.
В отличие от шапки сайта, в подвале можно предоставить более подробные сведения: несколько телефонов для связи, полный адрес компании и ее расположение на карте. Например, в нашем футере мы разместили адрес и схему проезда до нашего офиса в Москве:
Чтобы улучшить навигацию, иногда в футере размещают другие элементы, помимо ссылок на разделы, например, кнопку «наверх», чтобы клиенту не пришлось прокручивать страницу обратно:
Социальные сети - один из основных инструментов продаж для многих компаний. Разместив ссылки на основные группы и профили компании в социальных сетях, можно получить дополнительный приток клиентов и удерживать внимание пользователей через соцсети, оповещать об акциях, рассказывать о товарах и прочее. Обычно ссылки оформляются как кликабельные иконки.
Чтобы подтолкнуть клиента к целевому действию, некоторые дизайнеры размещают в подвале блок с призывом к действию:
Иногда сайт завершают просто красиво оформленным подвалом с контактными данными:
Как и в случае с хедером, некоторые решения не предусматривают использования подвала сайта:
Правильно оформленный футер может не только украсить сайт и привести страницу к логическому завершению, но и принести клиенту пользу, увеличить уровень конверсии сайта.
Несколько рекомендаций по разработке дизайна футера.
Чтобы выделить элемент навигации, обратить внимание на контактные данные, дизайнеры обычно делают футер темного цвета или как-то выделяют его из общего фона.
Как и при создании хедера, нужно использовать хорошо читаемые шрифты, следить за интервалами и отступами, чтобы ссылки не сливались друг с другом.
При разработке футера разбивайте его на несколько блоков, сделайте понятными списки и заголовки разделов, учитывайте границы между элементами. Так пользователь легко разберется в содержимом и найдет нужную информацию.
Студия дизайна IDBI уделяет особое внимание разработке header и footer сайта. Мы понимаем, что не будет второго шанса произвести первое впечатление, поэтому подходим со всей тщательностью к содержимому этих двух важных элементов сайта. Примеры наших работ можно посмотреть в разделе «Портфолио».