Геймификация в веб-дизайне: играем с пользователями по своим правилам
НАЗАД

Геймификация в веб-дизайне: играем с пользователями по своим правилам

Не секрет, что люди любят играть. В каждом из нас живет озорной школьник, которого хлебом не корми - дай пройти очередной уровень и получить заслуженную награду. Даже если серьезные дяди и тети отрицают это - мол, не нужны нам ваши игры - в глубине души они все равно покупаются на такое взаимодействие. А что уж говорить про молодежь - те сами охотно признают, что любят играть.

Что такое геймификация в веб-дизайне

Если кратко, геймификация – это внедрение игровых механик в веб-дизайн. Задача геймификации - взять элементы, которые обычно работают в мире игр, и эффективно применить их в реальном мире. В нашем случае - в веб-дизайне.

Важный момент: любая геймификация должна быть нацелена на практическую пользу. То есть пользователь должен играть не развлечения ради, а конкретной пользы для. Сейчас мы разберем, зачем.

Зачем нужна геймификация на сайте

  1. Повысить вовлеченность пользователя. Если клиент или посетитель сайта будет знать, что всякий раз при заходе на сайт его ждет что-то новенькое и интересное, его вовлеченность в ваш бренд, в ваш продукт существенно повысится. Он будет отождествлять себя с вашей компанией и говорить про вас как про “тех самых ребят, которые делают прикольные штуки”. Соответственно, образ бренда тоже прокачивается - вы начинаете позиционировать себя как современный бренд с хорошим чувством юмора и отменным вкусом.
  2. Делать пользовательский опыт, или наш любимый UX, веселым. Представьте, сколько сайтов открывает среднестатистический пользователь за день. Десятки и сотни. Большинство из них несут нейтральный или негативный пользовательский опыт, и на этом фоне можно отлично выделиться. Если вы сможете пробудить эмоции человека - покорите его навсегда. Он будет лояльным к вам, добавит сайт в закладки и останется с вами надолго. Почему так? Объясняем. Когда человеку радостно и интересно - у него вырабатывается гормон дофамин, и эту радость он переносит на вашу компанию и ваш ресурс. Если эти эмоции каждый раз при заходе на сайт подкрепляются - человек подсаживается и вовлекается все больше. Ваша задача - перманентно радовать его и удивлять. Но об этом поговорим детально в конце статьи.
  3. Мотивировать посетителя на конкретные действия. Например, вам нужно больше регистраций на сайте, а люди не торопятся вводить свои контактные данные. Пожалуйста - запустите игру, условием которой будет регистрация. Не забывайте, что она должна быть простой - иначе никакая геймификация будет не в радость. Еще пример: на сайте интернет-магазина залежался товар, его надо поскорее продать. Запустите конкурс, главным призом которого будет тот самый товар. Или сделайте геймификацию прямо на конкретной странице или в карточке товара: например, при просмотре будет вылезать забавный чертик на странице, или страница будет перевернута вверх ногами. Вариантов масса!
  4. Привлекать посетителей и новых пользователей. С помощью рекламы можно привлечь новых лидов на сайт с геймификацией - а дальше уж ваша забота, чтобы они остались там надолго. Важный плюс - люди, которым понравилось играть, с большой вероятностью кинут ссылку на ресурс или результаты игры своим друзьям. Те пройдут просто ради интереса - и тоже могут остаться.
  5. Отстроиться от конкурентов. Далеко не все веб-ресурсы используют геймификацию - вы можете стать одними из первых. Для этого ниже мы разберем примеры, как это работает.
  6. Возможность экспериментировать. Много возможностей! Если вы создаете не шаблонные сайты, любите покреативить и находите понимающих нестандартно мыслящих заказчиков - это для вас.

Игровые механики и как их применять

Механики - это то, с помощью чего происходит игровое взаимодействие бренда с пользователями. Те механизмы, по которым проходит и развивается любая игра - будь то стратегия, стрелялка или головоломка. Посмотрим, как их можно применить в веб-дизайне и интернет-маркетинге в целом:

1. Система очков (баллов). Очки даются за выполнение конкретных действий пользователя на сайте. Зарегистрировался, добавил фото на аватар, оставил комментарий под статьей, сделал заказ - за все это можно давать баллы. Чем больше баллов - тем выше статус пользователя на сайте, тем больше вероятность получения наград (об этом чуть позже).

Система очков баллов

2. Система бейджей. Бейджи, или значки – это обычная награда во многих играх и игровых приложениях. Обычно человек награждается бейджем внезапно, после того как выполнит какое-то условие, поставленное разработчиками игры. В веб-дизайне это работает похожим образом. Например, ваш клиент купил 10 товаров за полгода - он получает звание “Почетный покупатель”. Теперь этот бейдж будет красоваться в его личном профиле. Если на сайте есть система званий - тем лучше. Пользователь будет стремиться получить следующее звание. Таким образом в игру включается соревновательный элемент.

Система бейджей

3. Призы и другие награды. За выполненное действие или несколько действий посетитель сайта получает приз. Простейший пример - провести конкурс и объявить результаты, выбрав победителя. Награды бывают разных видов:

  • статус. Использование таких инструментов, как титулы или уровни, обозначенные разными цветами;
  • доступ. Предоставление исключительных возможностей: огромной скидки, бесплатного мерча и других приятностей;
  • вещи. Получение бесплатных вещей, включая призы от компании, деньги и подарочные карты. Например. Nike+ выдает особо успешным пользователям бейджи и призы, типа видеообращения известных спортсменов. “Поздравляю! Вы только что пробежали свои первые пять тысяч!” – говорит в одном из таких роликов Эллисон Феликс, двукратная обладательница олимпийских серебряных медалей по легкой атлетике. Такое видео автоматически рассылается в награду каждому, кто добивается нужного результата.

Акция в ленте

4. Турнирная таблица. В ней показаны лучшие (самые активные, самые платежеспособные) пользователи. Вносит соревновательный элемент, превращая обычное путешествие по сайту в увлекательную игру.

5. Собственно игры. Если позволяют возможности, создайте собственную игру, квест или целый игровой мир. Еще в 2010 году, когда о геймификации в России особо никто и не слышал, МТС запустили масштабный сити-квест Red Quest. За год к нему присоединились около 2 миллионов игроков!

Red Quest

Варианты игр в веб-дизайне

1. Собери пазл

“Сабвэй” и другие сайты кафе и заведений быстрого питания часто используют идею пазлов для своей сферы. Принцип тот же: собрать свой заказ или блюдо из имеющихся ингредиентов. Пользователь получает свободу выбора и контроль над ситуацией. К тому же каждый раз можно собрать себе на обед что-то новенькое и вкусное.

Собери пазл

2. Пройди тест (квиз)

Классика жанра: тесты сейчас не делает только ленивый. Они всегда пользуются популярностью: людям интересно узнать про себя что-то новенькое. Если тест преследует не только цель вовлечения, но и направлен на продажи - вы убиваете нескольких зайцев сразу. Узнаете о предпочтениях пользователя, предлагаете ему свои товары или услуги, собираете данные (например, обещаете прислать результаты теста на почту).

тест на сайте.

В квизах часто используется такой прием: вместе с вопросами теста пользователю предлагается комментарий эксперта, который помогает ему сделать выбор.

тест

3. Пройди квест

Пожалуй, повторим пример, который мы приводили в недавней статье про микровзаимодействия в веб-дизайне. Уж очень он хорош и доступен каждому. Вот как компания по установке охранных сигнализаций вовлекает пользователей: предлагает им выявить самые проблемные с точки зрения безопасности места. Когда мышка приближается к таким местам, маска краснеет. Все наглядно и понятно - респект!

Пройди квест

4. Поиграй в игру

А это пример собственно игры, которая вплетена в масштабный квест от “Рокетбанка”. Суть проста: стаканчику смузи нужно собирать фрукты и уворачиваться от препятствий. Кто первый дошел до финиша - тот и победил.

Поиграй в игру

Вот еще прекрасный пример от портала “Учи.ру”. Где, как не в образовании детей, использовать игровые методики!

Учи.ру

5. Гадания, предсказания

И не смейтесь даже - такие формы игры работают на отлично. В прошлом году подобную игру запустил “Яндекс” - предложил пользователям составить собственное предсказание из рандомных поисковых запросов. Вот пример того, что получается. Забавно - раз, мотивирует залипнуть и проходить тест снова и снова - два.

Гадания, предсказания

Как удерживать внимание пользователей

Теперь, когда вы представляете, как использовать геймификацию в веб-дизайне, поговорим о том, как сделать ее качественной и интересной пользователям. Проще говоря - как сделать так, чтобы ваши игры не надоели людям:

1. Постройте концепцию. Продумайте основные элементы, которые будете вводить на сайте, и действия пользователя, которые он должен совершить. Они должны быть установлены раз и навсегда, чтобы пользователь к ним привык. Меняться может дизайн, анимация, но не суть механики. Это называется игровой рутиной - в хорошем смысле слова. Определенные действия, определенная их последовательность словно “приручает” пользователя.

2. Установите правила. В каждой игре действует определенный свод правил - разработайте их для своей системы. Правила должны быть простыми и понятными, легко выполнимыми и отвечающими ценностям вашей целевой аудитории.

3. Создайте мощный механизм вовлечения. Состоит из нескольких пунктов:

  • мотивирующие эмоции. Играя, человек демонстрирует сам себе и окружающим интеллект, чувство юмора, наблюдательность и другие приятные качества. Если он делится игровыми механиками с другими (например, в соцсетях) - получает еще и социальные поглаживания, одобрения группы людей, мнение которых для него важно;
  • возвращение в игровой цикл. Когда друзья реагируют на успехи пользователя в игре, это мотивирует его вернуться и достичь еще большего. А значит, игра продолжается!
  • прогресс и вознаграждение. Получать призы приятно и выгодно - это заставляет пользователя участвовать в конкурсах и зарабатывать баллы снова и снова.

4. Обновляйте контент. Этот пункт вовсе не вступает в противоречие с первым. Наоборот - игровую рутину надо постоянно обновлять, добавляя новые элементы, механики, вопросы, текст. Например, вы видите, что пользователи без ума от конкурсов - не повторяйте одну и ту же механику, придумывайте новые варианты, новые задания, новые призы и подарки.

5. Давайте пользователям возможность роста. Все время сидеть на одном и том же уровне - хуже нет, это вам любой геймер скажет. Пусть ваши игроки набирают баллы, продвигаются в турнирной таблице, двигаясь к цели. Не забывайте, что их нужно за это поощрять - скидками, подарками и прочими плюшками.

6. Давайте цели, которых нужно достичь. Цели придают игровой системе ощущение смысла. В зависимости от контекста и направления вашего сайта цели у пользователя будут отличаться. Это может быть достижение очередного звания и получение скидки, победа в игре и приятный подарок. Достигнув цели, пользователи почувствуют удовлетворение и желание продолжать дальше.

7. Давайте обратную связь. Пользователь не должен играть в одиночку. И уж тем более не должен радоваться своим победам в одиночестве - это неинтересно. Обеспечьте ему обратную связь - как от себя в лице владельцев сайта, так и от других пользователей. Присылайте рассылку или сообщения - пусть видит, что вы гордитесь его результатами и поощряете его. Запустите анимацию - веселого персонажа, который показывает виртуальный лайк успеху игрока. Дайте возможность продвинуться вперед в глазах других пользователей, отмечайте его достижения.

Заключение

Геймификацию можно внедрить на любом сайте и использовать для решения любой задачи. Студия IDBI поможет вам в этом. Теперь вы знаете, как грамотно встроить игровые механики на свой сайт и привлечь тем самым пользователей. Удачи в бизнесе!