Почему интерфейс не должен быть красивым: аргументы и факты
Когда возникает задача создать интерфейс сайта или приложения, одним из главных условий является привлекательный внешний вид. Многие заказчики ставят красоту UI на первое место и готовы жертвовать удобством ради визуальной эстетики.
В статье поговорим о том, как внешний вид влияет на вовлеченность пользователей и разберём аргументы против красивого интерфейса. В конце вас ждут советы по поиску баланса между эстетикой и удобным взаимодействием.
Когда заходит речь о красивом интерфейсе, большинство дизайнеров отказываются от проекта или стараются переубедить заказчика. Проблема в том, что представления о красоте у всех разные и уложить их в рамки технического задания сложно.
Пользователи, которые говорят о красивом интерфейсе, чаще всего имеют в виду положительные эмоции и удобное взаимодействие. Когда главные компоненты проработаны до мелочей, пользоваться сайтом или приложением комфортно и связь с брендом постоянно усиливается.
Одна из главных ошибок дизайнеров заключается в том, что они часто хотят угодить заказчикам и не задумываются о потребностях пользователей. Хороший дизайнер делает всё, чтобы клиент остался доволен. А крутой специалист ставит на первое место задачи целевой аудитории.
Когда дизайнер не просто выполняет техническое задание, а честно говорит с заказчиком, все остаются в выигрыше. Пользователи получают инструмент, который максимально быстро решает их задачи. А предприниматель или большая компания — цифровой продукт для повышения лояльности аудитории.
Есть стереотип, что красивый интерфейс обязательно должен быть удобным. Якобы, если он привлекает внимание пользователей, то они дойдут до выполнения целевого действия. На самом деле, красота не гарантирует высокую конверсию. Даже у самых необычных UI показатели конверсии могут быть минимальными.
Новые интерфейсные решения — это не всегда круто. В некоторых случаях лучше пользоваться стандартными инструментами, которые хорошо себя зарекомендовали. Если представители целевой аудитории не смогут найти нужную информацию или столкнутся с ошибками, они быстро уйдут к конкурентам.
Представьте, что установили приложение по поиску автозапчастей и рассчитываете быстро найти шины. Регистрируетесь в личном кабинете и не можете найти форму поиска по модели автомобиля. Оказывается, что надо воспользоваться фильтрами в каталоге, но и они не приближают к решению задачи, потому что нужного производителя нет в списке.
Даже самый красивый интерфейс не удержит пользователей, если в нём отсутствуют полезные инструменты. Главная задача дизайнера — постараться сократить время решения задачи. Тогда целевая аудитория почувствует заботу и ответит взаимностью. Именно так формируются «адвокаты бренда», которые защищают его перед недовольными клиентами.
Теперь представим, что в приложении по продаже автозапчастей есть удобная форма поиска деталей, но просматривать контент в карточке товара тяжело из-за плохого качества изображений и непродуманной структуры.
В этом случае, пользователи захотят как можно быстрее избавиться от цифрового продукта, который заставил их тратить много времени на решение простой задачи. Красивого интерфейса нет, но и удобного взаимодействия тоже.
У дизайнеров и людей, далёких от графического дизайна, разные представления о красоте, но все понимают, что на первом месте должно быть удобство. Внешний вид является приятным дополнением, но нельзя смещать фокус в эту сторону.
Есть такое понятие, как «интуитивно понятный интерфейс». Это значит, что UI построен так, что на обучение уходит минимум времени. Пользователям не надо читать длинные статьи из раздела FAQ. После установки приложения или знакомства с сайтом можно переходить к решению конкретных задач.
Начинающим дизайнерам стоит понять, что пользователи формируют мнение о digital-продуктах очень быстро. Им хватает несколько секунд, чтобы понять, стоит пользоваться им или нет. Если к внешнему виду претензий нет, представители целевой аудитории продвинутся дальше по маршруту и шансы на выполнение целевого действия значительно увеличатся.
Мы уже частично ответили на этот вопрос, но остановимся на нём более подробно, чтобы дизайнеры и предприниматели, которые хотят создать сайт или приложение лучше поняли, какие требования предъявляют пользователи к цифровым продуктам.
Важность эстетики в дизайне сильно преувеличена, но это не значит, что для успешного продвижения сайта или приложения достаточно создать уникальную функцию. И конкуренты полностью остановят свою деятельность, потому что не смогут создать альтернативу.
Уникальные инструменты будут приносить пользу, только если они хорошо спроектированы. Когда структура продумана до мелочей и разобраться в особенностях взаимодействия можно без посторонней помощи.
Внешний вид может стать или серьёзным преимуществом или отталкивающим фактором, который помешает цифровому продукту быстро закрепиться в нише. В условиях высокой конкуренции нельзя допускать даже незначительных ошибок. Если пользователям не понравится сайт или приложение, они вряд ли дадут ему второй шанс.
В российском сегменте интернета много примеров сайтов с крутой визуальной эстетикой, которая усиливает «эффект исследователя». Когда у пользователей появляется желание увидеть другие разделы, потому что первое впечатление оказалось очень сильным.
Посмотрите на дизайн интернет-магазина Bork и подумайте, какие эмоции он вызывает. Скорее всего, желание посмотреть, как выглядит карточка товара, страница оформления заказа и личный кабинет пользователя.
Это отличный пример сочетания красивого интерфейса и продуманной структуры. Качественные изображения, тёмные цвета, яркие градиенты и другие визуальные элементы складываются в единый пазл и усиливают вовлечённость пользователей.
Теперь представьте, что на сайте не будет личного кабинета и каталога товаров. Положительные впечатления быстро испарятся, когда пользователи поймут, что нельзя посмотреть информацию о кофемашине или гриле.
Карточка товара в интернет-магазине Bork сделана в формате лендинга. Это очень рискованный шаг, потому что пользователи привыкли к стандартному решению с коротким описанием, галереей фотографий и таблицей характеристик.
Каждая страница продукта — самостоятельная страница, которую можно просматривать в отрыве от главной, каталога и других разделов. Если переслать ссылку на кофемолку или другой товар другому пользователю, он сможет закончить сеанс просмотром одной страницы.
Единственный недостаток продуктового лендинга — отсутствие возможности посмотреть фотографии товара в высоком разрешении. Блоки с лаконичной структурой усиливают интерес, но для покупки техники за 250 тысяч рублей, необходима более сильная связь.
Корзина на сайте сделана неплохо. Разработчики предусмотрели возможность менять состав заказа без перехода в каталог. В отдельном блоке показываются дополнительные аксессуары, которые можно добавить к заказу в один клик.
Единственная проблема — белое окно, которое появляется на экране после добавления товара в корзину. Анимация выглядит максимально странно и вызывает недоумение. Пользователи могут подумать, что не увидели важную информацию и откажутся от заказа.
Интернет-магазин Bork — идеальный пример сочетания красивого внешнего вида с отточенным до идеала юзабилити. Оформлению стоит уделять внимание даже если проект не рассчитан на продажи. Без положительных эмоций установить прочную связь между digital-продуктом и целевой аудиторией не получится.
Красивый дизайн может повлиять на решение пользователей о дальнейшем взаимодействии с продуктом. Они простят незначительные ошибки, если общее впечатление будет положительным. Но это не значит, что стоит жертвовать удобством в пользу визуальной эстетики.
Представьте, что вам надо снять деньги в банкомате и сделать это нужно максимально быстро. Вставляете карту в приёмник, вводите PIN-код и на экране появляется красивая анимация. Оказывается, что интерфейс сильно отличается от стандартных решений, но это не приближает к решению задачи.
Люди не всегда хотят тратить время на взаимодействие с красивыми цифровыми продуктами. Они устанавливают приложения или заходят на сайт, чтобы решить конкретную проблему. Например, заказать доставку еды или оформить заявку на кредит.
Красивый интерфейс — всего лишь доказательство того, что владелец продукта уделил внимание проработке визуала. Если удобство и встроенные инструменты тоже на высоком уровне, хороший пользовательский опыт обеспечен.
Собрали аргументы, которые показывают, что визуальная красота не является панацеей. И нельзя уделять всё внимание проработке внешнего вида. Другие аспекты UI тоже важны.
Будет справедливо сказать, что аргументы актуальны не для всех проектов. Если интерфейс создаётся для максимального вовлечения пользователей и нет целей по достижению измеримых конверсий, визуальная эстетика лучше всего помогает решить эту задачу.
Чем сложнее интерфейс в плане оформления, тем больше времени понадобится, чтобы довести его до идеального состояния. Красивые иллюстрации, нестандартная анимация и другие фишки — результат кропотливой работы нескольких специалистов. На проработку каждого аспекта уходит много времени.
Если вернуться к примеру с интернет-магазином Bork, становится понятно, что дизайнер потратил много времени на создание визуального концепта. В нем нет большого количества иллюстраций или суперкрутой анимации, но и подбор цветовой гаммы иногда затягивается на несколько дней.
Создание красивого интерфейса с нестандартными визуальными элементами — сложная задача, которая решается в несколько этапов. Каким бы простым не был UI, проработка внешнего вида занимает около 80-90% времени.
Всегда необходимо отталкиваться от целей проекта. Если компания хочет увеличить количество лояльных пользователей — формат реализации будет одним. Когда на первом месте продажи и другие целевые действия, эффективность которых можно посчитать, лучше сконцентрироваться на удобстве.
При оценке технического задания и требований заказчика, дизайнеры всегда отталкиваются от сложности визуальных решений и объёма инструментов, которые надо будет реализовать.
Создание иллюстраций, анимации и других визуальных элементов не всегда можно поручить одному специалисту. Часто бывает так, что разработкой UI занимается один специалист, иллюстрации создает другой, а проектированием анимации занимается моушн-дизайнер.
Опытные специалисты знают, что сделать интерфейс красивым можно и без красивых иллюстраций, которые увеличивают стоимость проекта. Пример интернет-магазина Bork доказывает это на практике. Гармоничной цветовой гаммы и минималистичного оформления достаточно, чтобы произвести хорошее впечатление.
Важно не путать этот аргумент с первым. Красивый интерфейс в большинстве случаев увеличивает время решения задачи. Пользователи могут не восхищаться визуальной эстетикой, а тратить много времени на поиск нужных инструментов.
Если UI спроектирован так, что уходит много времени на прохождение маршрута, у продукта практически не остаётся шансов на успешное закрепление в нише. Особенно, если есть альтернативы с более устаревшим дизайном, но проработанным юзабилити.
Главное правило, которое можно вывести после анализа аргументов против красивого дизайна: хороший UI ≠ хорошему UX. То есть красивый дизайн не всегда положительно влияет на пользовательский опыт. В некоторых случаях он становится ключевым недостатком, который мешает продукту обойти решения конкурентов.
Независимо от целей проекта, он всегда создаётся под конкретную целевую аудиторию. Поэтому важно найти баланс между удовлетворением потребностей людей и задачами бизнеса. Если будет сильный перекос в одну сторону, равновесие нарушится и пострадает user experience.
Собрали 4 полезных совета, которые помогут создавать не просто красивые интерфейсы, а инструменты, решающие задачи пользователей.
Мы разобрались, что визуальная эстетика для целевой аудитории не в приоритете. Они устанавливают приложение или заходят на сайт, чтобы решить важную проблему. Если на их пути возникают препятствия, компания получает волну негатива.
UX позволяет измерять качество digital-продуктов. Если с помощью приложения можно заказать товар или оформить заявку в 2 раза быстрее, чем в продуктах конкурентов, у проекта есть шанс надолго закрепиться в нише.
Всегда ставьте UX на первое место и проектируйте интерфейсы с фокусом на удобство. Пользователи высоко ценят заботу о себе и ответная реакция последует незамедлительно. В виде положительных отзывов или новых последователей в соцсетях.
Удобство и решение задач целевой аудитории важнее всего, но это не значит, что надо создавать интерфейс в стиле 90-х. Пользователи предъявляют высокие требования и к внешнему виду.
Дизайнеру необходимо находить баланс во всём и не бояться сказать заказчику, что конкретное решение может стать ошибкой, которая перечеркнёт всю работу. Если клиент просит уделить больше внимания проработке внешнего вида, стоит заранее сказать ему об увеличении длительности разработки.
Этот совет пишут во всех книжках для дизайнеров и постоянно упоминают на профильных курсах. Но не все новички понимают, как важно погрузиться в мир целевой аудитории, а не просто сделать вид, что всё и так понятно.
Если нет ощущения, что составление портрета ЦА или ознакомление с данными заказчика поможет ощутить потребности конкретной группы людей, можно разместить объявление в социальных сетях. Предложить заинтересованным пользователям рассказать о визуальных решениях, которые им нравятся и не нравятся.
Если удастся получить информацию от целевой аудитории, остаётся собрать её и обработать. Это стандартная практика для всех дизайнеров, которые хотят создавать инструменты для «лечения болей».
Обратная связь часто помогает находить критические ошибки до релиза цифрового продукта. Бывает так, что заказчик и дизайнер не видят проблемы в стратегии разработки, а незаинтересованные пользователи находят их через несколько минут после начала анализа.
Инструментов сбора фидбека хватает, поэтому можно использовать любые из них. От комментариев в социальных сетях до сервисов по проверке юзабилити, где пользователи за деньги тестируют удобство.
Веб-студия IDBI помогает предпринимателям создавать инструменты продаж. Наши проекты постоянно завоёвывают профильные премии, в том числе и за красивое оформление.