Диаграммы и графики: как улучшить восприятие пользователя на сайте
С каждым днем информации становится все больше и дизайнеры ищут решения, которые помогут пользователям легче воспринимать большие объемы данных. Одним из таких способов является построение различных диаграмм и графиков. В этой статье мы расскажем как визуализация данных помогает пользователям лучше усваивать информацию, как улучшить дизайн диаграмм и графиков и увеличить продажи с помощью оформления данных.
Проведенные исследования показывают, что большинство людей являются визуалами и легче воспринимают информацию с помощью изображений. Наглядные иллюстрации помогают пользователям представить информацию, понять зависимости и сделать соответствующие выводы. Поговорим о том, зачем визуализировать данные и как мозг человека воспринимает графики и изображения.
Человеческий мозг легко распознает визуальные образы, поэтому легче всего представить данные в графическом виде - с помощью различных диаграмм и графиков. Даже таблицы, которые также помогают в визуальном представлении информации, не так быстро считываются пользователями.
Визуализация данных помогает не только оформить данные для облегчения восприятия, но и вызывает эмоциональный отклик у пользователя. Графики и диаграммы делают статьи интереснее, вовлекают читателей, помогают им наглядно представить информацию.
Кроме того, такое представление данных лучше запоминается пользователям, привлекает внимание к информации. Однако, данные должны быть оформлены таким образом, чтобы пользователь мог легко обработать большой объем информации и быстро проанализировать существующие зависимости.
Чтобы понять, как лучше всего оформить данные, нужно разобраться, как воспринимает визуальную информацию человеческий мозг. Мы видим не всю картинку целиком, а отмечаем самые заметные элементы - яркое пятно, необычную форму, случайное движение. Эти элементы можно назвать приоритетами - детали, на которые в первую очередь обращаешь внимание. Например, если мы видим несколько фигур одинаковой формы, в первую очередь мы обратим внимание на фигуру яркого цвета:
Наш мозг выделяет этот элемент как приоритетный. В то же время информация обрабатывается настолько быстро, что в результате все элементы сводятся в одно общее представление. Этот прием можно использовать при оформлении данных - выделять главное с помощью яркого цвета или формы. Это очень важное свойство, так как если человеку не за что «зацепиться» взглядом, информация восприниматься не будет. На этом графике столько всего изображено, что взгляд теряется в линиях и сетках:
Также очень важно учитывать особенности своей целевой аудитории. Люди разного возраста, пола, интересов замечают разную информацию. Поэтому необходимо знать своего клиента, прежде чем создавать визуализацию данных.
Рассмотрим виды различных диаграмм и графиков, с помощью которых можно графически представить информацию.
Самый распространенный вид диаграмм. Данные разбиваются на категории, каждая представляется в виде столбца, высота которого отображает соответствующую величину.
Похожа на перевернутую столбчатую, единственное отличие - отображение величины не по вертикальной оси, а по горизонтальной.
Отображает изменения данных с помощью точек или линий. Временные рамки обычно указываются на горизонтальной оси, а измеряемые величины - на вертикальной.
Иногда под графиком закрашивают область, чтобы нагляднее указать на объем данных:
Круговая диаграмма - метод представления данных как части одного целого. Такой график похож на пирог, в котором каждый из кусков обозначает ту или иную величину.
Такой тип диаграмм используется для анализа данных с точки зрения географического положения. К примеру, какая доля респондентов проживает в регионах и прочее.
Стрим означает «поток», такие графики выглядят как непрерывный поток информации и используются для представления изменения состояния в разный период времени. Один из примеров - сейсмограф, который показывает состояние земной коры в разное время или графики изменения валют.
Так назвали диаграмму, которая показывает взаимосвязь трех параметров. Точки располагаются как на линейном графике, а область вокруг каждой из них показывает третью составляющую.
Данные типы диаграмм знакомы пользователям, поэтому чаще всего используются при проектировании интерфейсов и создания дизайна.
Итак, подведем итоги. С помощью визуализации данных дизайнер может:
Однако, если график не будет понятен пользователю, все эти преимущества будут бесполезны. Мы составили 10 правил, которые помогут правильно составить графики и облегчить восприятие диаграмм пользователем.
Построение графика начинается не с выбора цвета точек или интервалов между столбцами. В первую очередь нужно определиться с целью: зачем нужна диаграмма и как она может быть полезна клиенту? Не стоит создавать графики только ради графиков.
Основная идея диаграммы - ответ на вопрос, какие данные иллюстрирует график и как они связаны между собой. Самый простой способ показать идею - вынести ее в заголовок. Так мы показываем пользователю главную цель и отвечаем на вопросы аудитории.
Также нужно следовать принципу «одно представление = одна идея». Если вы хотите показать динамику роста цен на продукцию, не показывайте на графике изменение количества клиентов и ежедневную выручку. Это только отвлекает от главной идеи и мешает восприятию.
Выбранный тип графика должен не вводить пользователя в замешательство, а помогать ему воспринимать информацию. Графики и диаграммы нужны, чтобы сравнивать данные друг с другом. Существует несколько способов сравнения и каждому из них соответствует определенный тип графика:
1. Выделение доли по отношению к целому. Например, нужно показать, сколько процентов из всего населения России живет в селах. Лучше всего такое сравнение делать с помощью круговой диаграммы:
2. Изменение во времени. Чтобы показать, как данные менялись с течением времени, лучше всего использовать линейные графики, пузырьковые диаграммы. С помощью них можно отразить рост или падение цен, колебания значений в определенном интервале и многое другое.
3. Соотношение данных друг с другом. Если нужно сравнить данные и показать, как они соотносятся между собой, используют столбчатые и линейчатые диаграммы. С помощью столбцов можно сделать это наиболее наглядно.
4. Частота попаданий в интервал. Иногда нужно показать, в какой период времени происходили те или иные действия. Для этиих целей используют столбчатые диаграммы и линейные графики, которые показывают временные изменения и распределение данных.
5. Корреляция. Показать, как данные зависят друг от друга также можно с помощью линейного графика. Также иногда применяют специальные матрицы (чем темнее цвет ячейки, тем сильнее зависимость):
Сформулировав основную идею и определив подходящий график можно приступать к оформлению данных.
Чтобы пользователю было легче сравнивать информацию, выискивать закономерности и делать выводы, нужно располагать данные в логическом порядке. Например, чтобы понять, как распределяются величины на этом графике, нужно всматриваться и запоминать их расположение:
Если мы упорядочим столбцы по убыванию, разницы становится очевидной:
Если есть деление на положительные и отрицательные данные (например, ответы «Да», «Скорее да», «Нет», «Скорее нет», «Не знаю»), лучше также упорядочивать их по эмоциональному отклику - от положительного к отрицательному, а не вразброс. Последовательное расположение элементов диаграммы облегчит восприятие пользователя и поможет правильно понять идею.
При проектировании диаграмм в дизайне важно правильно подобрать цветовую гамму.
Во-первых, все графики на макете должны придерживаться единого стиля. Если этого не происходит, страница теряет свою привлекательность.
Во-вторых, при подборе цветов важно учитывать их значение и общепринятое использование. Особенно это играет большую роль, когда на диаграмме показаны положительные и отрицательные значения. Пользователь привык, что зеленый означает «Да», красный - «Нет». Также есть категории, которые ассоциируются с определенным цветом: мужчины - голубой, женщины - розовый и так далее.
В-третьих, при построении графиков программы обычно выбирают цвета случайным образом. Дизайнеру следует продумать собственную цветовую схему, которая бы сочеталась с общей концепцией сайта.
Если можно обойтись без легенды - лучше не занимать лишней информацией место и отразить все необходимые данные в заголовке. В том случае, если легенда нужна, включите в нее только самые важные описания.
Тоже самое касается сеток. Лучше отказаться от большого количества линий на графике - горизонтальных, как правило, достаточно для определения значений.
Графики не должны выглядеть «загроможденными» информацией. Это ухудшает восприятие и отвлекает от конечной цели. Поэтому диаграммы должны быть простыми, без лишних элементов, и в то же время понятными пользователю.
В этом пункте стоит вспомнить о приоритетах, про которые мы рассказывали ранее. Пользователю нужно видеть главную мысль, то, что хочет сказать дизайнер. Например, если мы хотим сделать акцент на том, что прибыль компании увеличилась к 2019 году, можно выделить эти данные ярким цветом, а остальные затемнить:
Важно помнить, что мы хотим показать пользователю и делать акценты на главной идее. Так график привлечет внимание и запомнится клиенту.
Данные должны быть понятны пользователю с первого взгляда и легкими для восприятия. Числа должны быть приведены к общему виду, желательно без запятых, разряды отделены друг от друга - 10 000 000 воспринимается гораздо лучше чем 10000000,00. Также график должен соответствовать своей целевой аудитории - русскому человеку проще измерять массу в килограммах, а не фунтах.
Отдельно стоит сказать о легенде. Текст должен быть читабельным, иначе пользователь не захочет разбираться в представленной информации и проигнорирует изображение.
Если вы используете несколько диаграмм на сайте, важно, чтобы они были согласованы между собой - по цветовой гамме, стилю, формату представления данных. К примеру, если вы на протяжении одной статьи показываете одну и ту же величину в разное время, нужно использовать один формат, чтобы не путать читателя. На примере показаны несколько типов графиков, но они выполнены в одном стиле и как будто дополняют друг друга:
Пришла эра плоского дизайна (подробнее об этом стиле мы писали здесь) и 3D эффекты потеряли свою привлекательность. К тому же, такой прием значительно ухудшает восприятие графика, так как непонятны конечные значения из-за 3D представления данных. Это хорошо видно, если сравнить два графика:
При построении графиков, гистограмм, нужно уделять внимание пространству между столбцами, графиком и легендой и прочим интервалам. О значимости пространства и его использовании можно прочитать в этой статье.
Следуя этим правилам можно превратить графики и диаграммы в элемент сайта, который привлечет внимание пользователя, запомнится, поможет визуализировать информацию. Уделяя внимание таким мелочам, дизайнеры создают концепции, которые влияют на эмоциональное состояние клиентов и, как следствие, на конверсию сайта.
Студия дизайна IDBI всегда старается прорабатывать все детали на сайте, делать графики, изображения понятными для пользователей. Это можно увидеть в наших работах, которые представлены в разделе «Портфолио».