Что такое дизайн-система и как выбрать подходящую концепцию для цифрового продукта
НАЗАД

Что такое дизайн-система и как выбрать подходящую концепцию для цифрового продукта

Создание интерфейса — сложный процесс, который состоит из множества этапов. Сначала надо найти идею, затем придумать структуру, проверить эффективность, собрать обратную связь от целевой аудитории и выпустить релиз.

В статье поговорим об инструменте, который может сильно ускорить создание цифрового продукта. Выделим преимущества и недостатки дизайн-системы, определим её задачи.

Что такое дизайн-система

Design system — относительно новое понятие в мире веб-дизайна. Некоторые специалисты по графике всеми силами противостоят дизайн-системам, другие изучают концепции и стараются использовать их преимущества с пользой для себя. У инструмента есть сильные и слабые стороны, но он значительно ускоряет процесс разработки интерфейса, если использовать готовые стили.

Проектирование digital-продуктов требует значительных усилий от команды, которая будет работать над существующей концепцией или созданием новой. При разработке нового интерфейса приходится следить за разными аспектами одновременно. Проверять, насколько пользователи удовлетворены продуктом, тестировать разные гипотезы и находить идеальные решения.

Единого определения понятия «дизайн-система» нет. Можно сказать, что это набор компонентов, который помогает удерживать продукт в определённых рамках. В состав библиотеки входят шаблоны, инструкции по работе с контентом, гайдлайны и другая документация. Важны не составляющие, а крепкая связь между ними.

Дизайн-система — структура цифрового продукта, которая описывает шрифты, принципы работы с макетами, цветовую гамму, инструменты и другие аспекты. Это виртуальная энциклопедия, которая содержит максимум полезной информации о продуктах. Представьте, что взяли в руки книгу о пингвинах. В ней рассказывается, где живут птицы, чем отличаются разные виды, как они проводят время вместе. С дизайн-системой все аналогично, она содержит ответы на все вопросы. Дизайнер берёт «книгу» в руки и весь проект перед ним, как на ладони.

Некоторые веб-аналитики и специалисты по графике говорят, что инструмент — язык, который помогает общаться членам команды разработки и транслировать свои идеи целевой аудитории. Важно создать такой язык, который будет понятен всем без дополнительного обучения.

Любой инструмент дизайна — продукт эволюции. Он постепенно развивался, обрастал новыми идеями и становился идеальным для использования в рабочих процессах. Когда цифровой мир только формировался, никаких дизайн-систем ещё не было. Дизайнеры тестировали разные подходы, выделяли преимущества и недостатки, совершенствовали навыки и систематизировали знания.

Теперь необязательно экспериментировать с каждым цифровым продуктом. Можно пользоваться готовыми наработками, чтобы сократить время работы и быстрее выпустить проект в открытый доступ. Это важно, когда продукт надо оперативно зарелизить. Дизайнер берёт готовый «слепок» и создает ключ к «сердцу» целевой аудитории.

По мере развития веба, знания дизайнеров и аналитиков развивались. Они составляли руководства для новичков, делились советами, рассказывали про удачные и провальные решения. Это значительно сокращает порог входа. У новичков появился доступ к неограниченному запасу знаний, и они могут получить боевой опыт в процессе создания личных проектов.

Фишка дизайн-систем в том, что они учитывают опыт поколений. У пользователей уже сложились представления и предпочтения о цифровых продуктах. Они будут пользоваться инструментами, которые находятся выше их планки ожиданий или, как минимум, на допустимом уровне. Дизайнеры анализируют пользовательский опыт, чтобы использовать полученные знания для улучшения продуктов.

Любой сайт или приложение создаётся для решения проблем аудитории. Дизайн-система тоже помогает с определёнными задачами. Она, как путеводная звезда для команды разработки, которая помогает не сбиться с пути, пройти длинный маршрут и попасть в точку назначения.

Некоторые дизайнеры считают, что унификация — прямая дорога в пропасть одинаковых проектов. Их опасения можно понять: если использовать для разработки цифровых продуктов одинаковые инструкции, сайты и приложения станут, как братья-близнецы. С другой стороны, единые стандарты помогают создавать максимально простые интерфейсы. Пользователи будут опираться на предыдущий опыт и быстрее знакомиться с новыми продуктами.

Какими свойствами обладает дизайн-система

Дизайнеры используют в рабочих процессах множество инструментов для решения разных задач. В список часто входят дизайн-системы, они выступают в роли фундамента для возведения крепких продуктов. Одним из самых крепких фундаментов для создания небоскрёба в мире цифрового дизайна считается концепция Material Design, которую подарила миру корпорация Google.

Мы рассказывали про особенности материального дизайна в отдельной статье, поэтому сегодня не будем говорить об этом. Скажем только, что Google с огромными ресурсами и большой командой потратила более 3 лет на разработку полноценной концепции.

Важные особенности дизайн-систем:

  1. Постоянное развитие. Важно, чтобы концепция непрерывно совершенствовалась. Любая компания не стоит на месте и продукты должны развиваться вместе с ней. Если остановить прогресс, накопленные знания станут бесполезны.
  2. Упрощение задач. Дизайн-системы помогают создавать, тестировать и обновлять цифровые продукты. Концепция и проект рождаются и развиваются одновременно.
  3. Унификация продуктов. Каждый новый проект создаётся на базе фундамента, проверенного временем. Целевая аудитория составляет определённые ожидания и надеется, что инструмент будет похож на предыдущий.
  4. Анализ пользовательского опыта. Дизайн-система показывает, с какими компонентами целевая аудитория взаимодействует чаще всего, а какие используются реже. У команды разработки появляется ценная информация, которую можно использовать для улучшения инструментов.

Новички в веб-дизайне часто путают дизайн-системы с более незначительными компонентами: гайдлайнами или UI-китами. Это не просто инструкции, помогающие создавать новые продукты на основе предыдущего опыта. Это философия компании, набор ценностей и механизм, позволяющий создавать узнаваемые интерфейсы.

Design system живёт не только в мире веб-дизайна, она окружает нас и в реальном мире. Например, мы без труда узнаем светофор, даже если окажемся в незнакомой стране. Или сможем воспользоваться турникетом в метро, кнопками в лифте и другими вещами.

Хорошая дизайн-система не только упрощает разработку цифровых продуктов, но и позволяет выделиться среди конкурентов. Если в нише несколько сильных игроков с одинаковыми ресурсами — между ними идёт постоянная борьба. В digital-среде побеждают наиболее прогрессивные компании, которые не просто поддерживают проекты, а улучшают их на основе пользовательского опыта.

В дизайн-систему входят разные элементы. Чаще всего это:

  • философия компании;
  • фирменный стиль;
  • документация по техническим особенностям;
  • гайдлайны по визуальному стилю;
  • наборы готовых компонентов в десктопных и онлайн-редакторах.

Состав библиотеки может меняться в зависимости от задач, которые ставит перед собой компания, и особенностей целевой аудитории. Важно периодически обновлять документацию, чтобы она всегда была актуальной.

Какие задачи решают дизайн-системы

Дизайнерам, которые никогда не работали со стайлгайдами и другими компонентами, поначалу будет трудно влиться в рабочий процесс, но после адаптации они смогут ощутить все преимущества. Дизайн-системы особенно хорошо помогают развиваться большим компаниям, которые развивают масштабную цифровую инфраструктуру.

Ярким примером крупной российский digital-компании можно назвать Яндекс. Поддерживать десятки продуктов одновременно очень трудно. Даже если они созданы в одном стиле и наследуют особенности дизайн-системы. У Яндекса есть «Афиша», «Такси», «Авто», «Поиск» и другие сервисы, которые постоянно улучшаются. Единый стиль оформления для всех продуктов решает много задач. Главная из них — сокращение времени знакомства целевой аудитории с проектом.

Другие задачи, которые решает дизайн-система:

  1. Экономия времени. Создавать новые продукты на основе готовой библиотеки гораздо проще. Не надо придумывать структуру с нуля, тестировать разные подходы и тратить много времени на анализ пользовательского опыта.
  2. Связь между членами команды. В библиотеке есть документация для разных специалистов. Дизайнеры, разработчики и веб-аналитики могут пользоваться готовыми наработками и советоваться между собой, чтобы обновлять документацию.
  3. Повышение узнаваемости бренда. Цифровые продукты, созданные в одном стиле, увеличивают шансы на успешное знакомство с новыми пользователями. Они вовлекаются в использование инструмента и становятся фанатами компании.
  4. Снижение порога входа. Целевой аудитории необязательно тратить много времени на изучение новых приложений. Если раньше они пользовались другими инструментами, проблем с переходом не будет.

Дизайн-система экономит много времени на разработке, но её нельзя расценивать, как готовый шаблон для работы. Качественные digital-продукты не создаются как под копирку. В каждом случае надо анализировать потребности людей и менять внутреннюю документацию так, чтобы новые и действующие клиенты были довольны.

Нельзя создавать дизайн-систему только для того, чтобы показать её в профильных изданиях и похвастаться крутым результатом. Этот вспомогательный инструмент является частью цифровой инфраструктуры и должен базироваться на потребностях целевой аудитории. Google, Яндекс, Shopify и другие технологические компании рассказывают о дизайн-системах, чтобы установить более прочную связь с людьми. Они показывают, как совершенствуют свои продукты и рассказывают про удачные и провальные решения.

Преимущества дизайн-систем:

  • единый стиль для цифровых продуктов;
  • быстрое подключение новых членов команды;
  • подробная документация;
  • снижение затрат благодаря оптимизации рабочих процессов.

Минусы:

  • много денег и времени на создание;
  • постоянная доработка;
  • ошибки в документации могут стать критичными.

Дизайн-система просто необходима крупным проектам. Если в документации чётко описаны все процессы, у дизайнеров и разработчиков будет больше времени на работу. Не надо согласовывать каждый шаг и ждать одобрения по несколько дней.

Особенно сильно преимущества дизайн-систем проявляются при работе с командами на аутсорсе. Например, если компания хочет протестировать новый продукт и не уверена в результатах, можно собрать команду из фрилансеров и быстро ввести их в курс дела.

Главный минус инструмента в том, что на первых этапах развития придётся потратить много времени и ресурсов на тестирование гипотез. Когда ещё нет чёткого представления о потребностях целевой аудитории, надо выяснить важную информацию опытным путём, записать и систематизировать.

Некоторые специалисты говорят, что дизайн-системы ограничивают креативность. Это действительно так, если использовать её, как руководство к действиям. Можно просто опираться на существующий опыт и тестировать новые идеи.

Apple Design System

Одним из самых крутых примеров масштабных дизайн-систем является концепция Apple. Новые решения, которые компания продвигает в своих интерфейсах, давно полюбили даже люди, не пользующиеся «яблочными» девайсами. Apple называют «иконой» графического дизайна, и это вполне заслуженный титул. Каждый интерфейс выверен до мелочей и спроектирован для максимального удобства. Именно поэтому корпорация может продавать дорогие смартфоны и успешно конкурировать с другими игроками рынка.

Apple создала документацию по своей дизайн-системе, чтобы дизайнеры и разработчики могли проектировать восхитительные цифровые продукты под устройства компании. Главный принцип «яблочного» дизайна заключается в минимализме. Интерфейс — всего лишь инструмент для решения задач. Он должен быть лёгким, интуитивным и цепляющим. Каждое действие на iPhone или iPad настолько изящное, что у пользователей развивается зависимость.

Apple Design System базируется на нескольких принципах, которые являются важными компонентами всех цифровых продуктов компании:

  1. Интуитивность. Пользователю, который впервые взял в руки смартфон или планшет, должно быть легко выполнить стандартные действия.
  2. Узнаваемость. Иконки, настройки и стандартные приложения выглядят, как знакомые инструменты.
  3. Сфокусированность. Интерфейс — «оболочка» для контента, который Apple умеет создавать как никто другой.
  4. Целостность. Каждый элемент экосистемы имеет значение. Нет лишних компонентов, которые созданы без чёткой цели.
  5. Ясность. Контент в центре внимания, с ним пользователи взаимодействуют чаще всего.

Apple не только разработала полную документацию по дизайну под разные устройства, но и каждый год составляет рейтинг приложений, созданных по их правилам. Это не значит, что компания слишком преувеличивает свои достижения. Наоборот, она стремится максимально упростить процесс разработки для сторонних разработчиков. Подробная документация помогает создавать продукты с идеальным пользовательским опытом.

Подход Apple к продвижению философии дизайна используют многие успешные бренды. Это помогает им увеличить целевую аудиторию и лучше понимать потребности людей. Когда продукт создаётся для решения проблем клиентов, он заранее обречён на успех.

Как выбрать готовую концепцию

В мире цифрового дизайна не так много стоящих дизайн-систем, которые можно использовать на реальных проектах. Некоторые подходят только для продуктов определённых компаний, а не для массового использования. Выбирать готовый стиль надо с максимальной внимательностью, чтобы неправильное решение не разрушило проект.

Очевидно, что маленьким компаниям, которые только хотят выйти на digital-рынок, необязательно сразу создавать уникальную дизайн-систему. Можно взять за основу готовые концепции, постепенно сформировать свой взгляд и задокументировать принципы разработки.

Гигант электронной коммерции Shopify выпустил дизайн-систему Polaris, но оказалось, что поддерживать её гораздо сложнее, чем создавать. На рабочие процессы уходит слишком много ресурсов и разработчикам буквально приходилось бороться, чтобы проект не потерял актуальность.

Пример Shopify наглядно демонстрирует сложности, с которыми придётся столкнуться компаниям, которые захотят перейти на следующую ступень в разработке цифровых продуктов. Использование готовой концепции значительно упрощает разработку и поддержку проектов.

Главный плюс дизайн-систем в том, что нет деления по регионам и языкам. Можно взять любой существующий стиль и адаптировать под свои задачи. Неважно, кто его создавал: Apple, Microsoft или Яндекс. Цвета, контент и особенности подачи отличаются лишь структурой и визуальной подачей.

Есть полезный проект Design systems Club, в котором собраны ссылки на 12 дизайн-систем от российских технологических компаний. Из списка можно вычеркнуть Яндекс, так как описанная документация не касается проектов напрямую.

У Альфа-банка, Mail.ru и онлайн-кинотеатра Ivi хорошо оформленные стайлгайды, которые можно использовать для создания цифровых продуктов. Внимательно проанализируйте содержание документов, выделите ключевые моменты и примените полученные знания в работе.

Если хотите создать собственную дизайн-систему, ответьте на следующие вопросы:

  1. Есть ли в ней практическая необходимость?
  2. Получится ли распределить задачи между членами команды без ущерба для важных проектов?
  3. Надо ли масштабировать положительный опыт или лучше сосредоточиться на продуктах, которые уже выстрелили?
  4. Хватит ли ресурсов для длительного развития?

Задумываться о создании уникальной концепции стоит в том случае, если на большинство вопросов будет положительный ответ. Если пока компания не готова тратить время и деньги на масштабную задачу, лучше заняться улучшением текущих проектов.

Как создать дизайн-систему

Дизайнеры давно мечтают получить универсальный инструмент для быстрого создания интерфейсов. Чтобы нажать пару кнопок, и базовая структура была готова. Тогда освободилось бы время для творчества и поиска нестандартных идей. Пока что мечты остаются только в футуристическом будущем. В реальности для создания дизайн-системы придётся хорошо потрудиться. Эта задача не решается за день, неделю или месяц.

Прежде чем переходить к разработке, решите все организационные вопросы. Посоветуйтесь с членами команды, проанализируйте их мнения, подсчитайте, сколько денег и времени уйдёт на задачу. Прогноз позволяет представить один из возможных исходов. Скорее всего, проект затянется надолго и потребует гораздо больших ресурсов.

Что надо сделать:

  1. Нанять новых членов команды.
  2. Распределить задачи между сотрудниками.
  3. Преобразовать философию компании в цифровой вид.
  4. Сформулировать принципы продукта.
  5. Создать голос бренда и визуальный стиль.
  6. Разработать шаблоны и компоненты.

В теории кажется, что реализовать 6 шагов можно очень быстро и для этого не надо изобретать масштабную систему, вроде iOS от Apple. Работы действительно меньше, но пока нет автоматизированных инструментов для решения подобных задач. Большинство пунктов придётся делать вручную.

У дизайн-систем много проблем, поэтому они подходят не для всех компаний. Одна из основных заключается в том, что дизайнерам часто приходится брать на себя задачи инженера. Они начинают увлекаться кодингом, и это сказывается на качестве визуального ряда. Вторая проблема — непрерывный рост продукта. Чтобы закрепиться на рынке, надо постоянно улучшать инструмент, а вместе с ним и дизайн-систему.

Сложно представить, какое будущее ждёт графический дизайн. Можно предсказать только один факт — компании будут постепенно отказываться от дизайн-систем. Их поддержка отнимает слишком много времени и ресурсов. Если же их использование оправдано, они принесут много пользы.

Веб-студия IDBI поможет превратить любые идеи в полноценный интерфейс. Напишите или позвоните нам, чтобы начать обсуждение вашей задачи.