Особенности быстрого дизайна как стратегии проектирования интерфейсов коммерческих продуктов
На создание дизайна интерфейса уходит много времени. За графическим воплощением цифрового продукта стоит большая работа разных специалистов. Создать качественный UI без анализа аудитории, тестирования и сравнения эффективности разных вариантов не получится.
В статье разберём сильные и слабые стороны быстрого дизайна как стратегии создания digital-продукта. Выясним, для каких задач она подходит и когда стоит потратить на проектирование больше времени.
У каждого специалиста по графике свой подход к работе, но в большинстве случаев дизайнеры используют похожие методики. Инструменты и фишки могут отличаться, а общая последовательность шагов совпадает. Сначала заказчик рассказывает о проекте, особенностях и характеристиках, которые должен «впитать» будущий интерфейс.
Затем начинается проектирование. Дизайнер создаёт базовый прототип, показывает заказчику, и процесс разработки продолжается. В некоторых компаниях все продукты обязательно тестируют на фокус-группах. В этом случае дизайнер ждёт, пока можно будет вернуться к активному творчеству.
Обычно, чем больше компания и команда, работающая над проектом, тем дольше длится разработка. Звучит парадоксально, но несколько человек могут гораздо быстрее выпустить продукт в открытый доступ, чем команда из 20 специалистов. Всё зависит от особенностей компании, масштаба разработки и подхода к тестированию.
Быстрый дизайн — методика проектирования интерфейса, главная цель которой состоит в ограниченном сроке разработки. Пропускаются промежуточные этапы и пользователи быстрее получают уникальный инструмент для решения своих задач.
У этого подхода много противников, и их опасения вполне оправданы. Если продукт слишком быстро превратится в рабочий прототип, критические ошибки могут испортить пользовательский опыт. Аудитория почувствует, что приложение или сайт слишком «сырые» и вряд ли дадут компании второй шанс.
Некоторые зарубежные дизайнеры советуют использовать быстрый дизайн как метод генерации идей. Некоторые из них окажутся бесполезными, но в процессе работы однозначно появятся удачные варианты, на базе которых можно построить digital-продукт.
Если использовать методику, как часть рабочего процесса, на создание полноценного дизайна будет уходить меньше времени. Специалисты смогут быстрее закрывать проекты и у них появится больше свободы для творчества. Справедливо заметить, что многое зависит от заказчика. Некоторые компании настолько старомодные, что приходится согласовывать каждый шрифт и градиент.
Известный в узких кругах дизайнер Михал Малевич практикует быстрый редизайн. На одной из профильных конференций он собрал концепт приложения для аренды транспорта за 1,5 часа. Михал допустил несколько ошибок в процессе, но итоговый результат получился хорошим.
Слева размещен оригинальный дизайн приложения, который отдаёт небрежностью и отсутствием гармонии. Вариант справа получился в ходе редизайн-сессии. Цвета стали более насыщенными, появилась лаконичная структура и ярко выраженный акцент на характеристиках транспорта.
Михал отмечает, что в большинстве коммерческих продуктов встречаются одинаковые ошибки. Проблемы с сетками, выравниванием и отсутствие согласованности. На редизайн уходит мало времени, потому что базовая концепция остаётся прежней. Меняется только структура и внешний вид.
В открытом доступе много приложений и сайтов, которые беспощадно разрушают пользовательский опыт. Нечитабельный текст, запутанная навигация, отсутствие структуры и другие недочёты оказывают негативное воздействие на пользователей и отбивают всякое желание тратить время на знакомство с новым инструментом.
Опытные дизайнеры знают, что в большинстве случаев достаточно стандартных шрифтов, которые повсеместно используются в digital-пространстве и прошли проверку временем. Коммерческие компании, наоборот, готовы тратить время и финансовые ресурсы на создание уникальных гарнитур.
Необычные шрифты действительно могут улучшить user experience, но это правило не всегда работает. Людям важно решить проблемы, а не разглядывать красивый текст. Сопутствующий контент помогает дойти до конечной точки маршрута, но незначительно влияет на результат.
Конверсия карточек товаров в интернет-магазине почти не зависит от шрифтов. Потенциальные клиенты анализируют характеристики, цены, проверяют условия доставки, сравнивают с предложениями конкурентов и только потом оформляют заказ. Нечитабельный текст может затруднить взаимодействие с контентом, но в большинстве случаев таких проблем нет.
Сторонники быстрого дизайна советуют выбирать стандартные семейства, которые хорошо зарекомендовали себя в digital-пространстве. Это Roboto, SF, Montserrat. Можно выбрать менее распространённые и красивые варианты. Например, Work Sans или Futura.
В сети много инструментов, которые помогают находить хорошие сочетания оттенков, но количество продуктов с плохой цветовой гаммой постоянно растёт. Дизайнеры не знают, как правильно выстроить связь между разными частями интерфейса, а заказчики часто делают плохой выбор.
Все привыкли к тому, что зелёный цвет ассоциируется с успешной операцией, а красный — наоборот. Можно встретить интерфейсы с диалогами, в которых цвета перепутаны. Например, кнопку «Продолжить» делают красной, а элемент для возврата к предыдущему шагу зелёным.
В итоге у пользователей возникает визуальный диссонанс. Они путаются в кнопках, выполняют не те действия и в итоге прощаются с продуктом. Простые ошибки с цветами могут обойтись компании очень дорого. Особенно, если речь идёт о новом коммерческом продукте, который должен покорить рынок.
Редизайн действительно можно сделать за несколько часов, но выбору цветов стоит уделить достаточно времени. Перед релизом надо обязательно проверить, как оттенки отображаются на экране. Цветопередача разных дисплеев отличается, поэтому могут возникнуть расхождения.
Большинство пользователей устанавливают приложения и покупают цифровые продукты для решения повседневных задач. Больше всего они нуждаются в «ядре» инструмента. В приложении для заказа такси — это кнопка оформления заказа. Если она будет слишком неудобной или после клика ничего не произойдёт, потенциальный клиент уйдёт к конкурентам.
Если в интерфейсе нет логичной структуры, рассчитывать на коммерческий успех не стоит. Пользователям важно, чтобы весь путь внутри цифрового продукта можно было пройти без препятствий. А если под меню замаскирован баннер или кнопки на самом деле не являются кнопками, начинаются проблемы.
На первый взгляд кажется, что концепты не сильно отличаются. Поменялись только цвета и оформления. На самом деле изменилось всё. Появилось ощущение согласованности, важные шаги выделены ярким маркером, а меню стало более чётким.
Обратите внимание, насколько круто выглядит прогресс-бар. Сразу видно, что за кандидата никто не голосовал, но можно сделать полоску более яркой, чтобы не надо было присматриваться к объёму заполненности.
Один из главных аргументов противников быстрого дизайна — отсутствие уникальной фишки. Если на редизайн или создания интерфейса с нуля уходит несколько часов, значит графика получится скучной и шаблонной.
Сторонники быстрого дизайна говорят, что на первом месте должна быть скорость, но если результат получается слишком «сырым», его не надо размещать в открытом доступе. Крупные корпорации, вроде Apple или Microsoft, не дают аудитории инструменты, сделанные за несколько часов.
Быстрый дизайн подходит не для всех задач. Его главная особенность в том, что в процессе мозгового штурма у дизайнера и других участников команды могут появиться крутые идеи. Когда задача ограничена по времени, одни дизайнеры работают максимально продуктивно, а другие делают всё в последний момент.
Fast design помогает отбросить все сомнения, включить интуицию и активировать творческий режим. Если концепт не понравится заказчику, его не будут развивать дальше.
Методика пока не получила широкого распространения в среде дизайнеров, но у неё хорошие перспективы. Тем, кто хочет использовать её в рабочем процессе, стоит заранее приготовиться к многочисленным ошибкам и неудачному опыту. Со временем скоростной режим может стать основным, но это будет не сразу.
Важно понять, что время просто ограничивает длительность работы над задачей. Если поставите таймер на 1,5 часа и не успеете завершить проект, никто не мешает запустить отсчёт заново.
Когда люди понимают, что время для решения проблемы ограничено, они начинают работать почти молниеносно. Когда мы куда-то опаздываем, то бежим за автобусом и стараемся потратить как можно меньше драгоценных минут впустую.
Аналогичный механизм срабатывает и у дизайнеров. Они понимают, что за 2 часа нужно создать рабочий концепт и презентовать его заказчику. Если не получится уложиться в заданное время, штрафов не будет, но возникнет ощущение поражения.
Скорость можно использовать для повышения уровня сложности. Выбрать задачу, поставить дедлайн и начать работу. Когда появится уверенность в результате, продолжительность работы можно уменьшить. Сделать редизайн нескольких экранов приложения за 2-3 часа сложно, но вполне реально.
Бояться проблем не стоит, они преследуют даже опытных дизайнеров, которые могут с закрытыми глазами создавать крутые макеты. Ошибки исправляются на этапе отладки, когда необходимо найти все потенциально опасные «дыры» и закрыть их до релиза.
Люди слишком сильно боятся ошибок, а компании разрывают сотрудничество с крутыми дизайнерами из-за мелких проблем. Создание цифрового продукта — всегда непросто. От проблем нельзя защититься и они всегда являются частью рабочего процесса.
Одно из преимуществ быстрого дизайна в том, что, когда на создание базового «скелета» уходит меньше времени, можно уделить больше внимания доведению продукта до идеального состояния.
Как бы странно это не звучало, но если у дизайнера есть знания и небольшой опыт, он может создавать интерфейсы на автомате. Достаточно понять особенности проекта, узнать философию компании и представить, как аудитория будет взаимодействовать с будущим инструментом.
Быстрый дизайн может стать спасательным кругом, который решит проблемы с длительным выбором, поиском референсов и многочисленными правками. Компании и дизайнеры должны работать вместе, чтобы общими усилиями получить нужный результат.
Опытные специалисты по графике могут создавать красивые интерфейсы, но иногда бывают ситуации, когда проект нужно сделать максимально быстро. В таких случаях компаниям лучше выбрать дизайнера, который ставит на первое место потребности заказчика и целевой аудитории, а не свои убеждения о красоте и гармонии в UI.
У подхода к проектированию интерфейсов гораздо больше сильных сторон, чем думают скептики. Работа на скорости и пределе возможностей может помочь в генерации стоящих идей, которые не выйдут на поверхность при монотонном проектировании.
Чем меньше времени уходит на создание базовой концепции, тем быстрее пользователи получат готовый продукт. Схема будет работать только если остальные звенья в цепочке digital-производства работают в таком же темпе. Если программисты затягивают сроки и уделяют много внимания перфекционизму, график релиза может сильно сдвинуться.
Ценность fast design в том, чтобы придумать лучшее решение. Когда нет времени перебирать сотни вариантов дизайнеры подключают скрытые ресурсы и генерируют много хороших идей.
Новичкам необязательно догонять по скорости более опытных коллег. Не получится, потому что они прокачивали навыки годами. Это всё равно, что пытаться обогнать профессионального гонщика на трассе за счёт увеличения скорости. Он знает, как правильно поворачивать и экономит время на правильных входах на сложные участки дороги.
Некоторые дизайнеры работают с оплатой по часам. Чем меньше времени они потратят на работу, тем меньше придётся заплатить. Хотя экономить на коммерческих продуктах всё же не стоит. Если специалист не будет замотивирован, работоспособность может сильно снизиться.
А вот ресурсов на создание цифрового продукта точно уйдёт меньше, чем при работе в режиме бесконечных правок. Маркетологи, веб-аналитики и другие участники разработки смогут заниматься своими задачами и не будут постоянно отвлекаться.
Некоторые компании приходят к дизайнерам с готовыми идеями, но чаще всего они не знают, чего хотят. Специалист по графике должен превратить задумку в готовый продукт, а это очень сложно.
Когда дедлайн определён, у дизайнера включается режим активности, и он начинает генерировать большое количество идей. Одна из них точно станет основной и поможет компании установить связь с целевой аудиторией.
Заказчикам не надо давить на фрилансера или штатного специалиста, но обговорить сроки однозначно стоит. Если добавить хорошую мотивацию, шансы на успех повысятся многократно.
Дизайнеры не любят правки, а компаниям не нравится, когда их идеи не используются. Если найти точку соприкосновения и работать сообща, останется больше времени на улучшение продукта.
Есть стереотип, что быстрое проектирование интерфейсов не даёт хороший результат, но это не так. Если дизайн-сессия помогла найти несколько крутых идей, можно сконцентрироваться на улучшении приложения или сайта. При использовании стандартных методов разработки, к апдейтам переходят уже после релиза.
Времени на исправление ошибок тоже остаётся больше. Если привлечь к разработке интерфейса членов команды заказчика, они не захотят новый макет в последний момент, так как будут участвовать в разработке.
Разработка коммерческих продуктов более сложная, потому что компании хотят с их помощью решить определённые задачи. В большинстве случаев — получить как можно больше новых клиентов и увеличить прибыль. На плечи дизайнера ложится большой груз ответственности.
Есть шанс, что в процессе генерации идей заказчик поймёт, что дизайнер не может предложить хорошую идею. Когда приходится принимать решения быстро, ситуация может выйти из-под контроля.
Если быстрый дизайн не помогает улучшить продуктивность, а наоборот, снижает её, стоит вернуться к привычному формату работы. Увеличение скорости — это хорошо, но только без ущерба для качества.
Не все могут выдержать стресс и работу на пределе возможностей. Кто-то любит решать сложные задачи в сжатые сроки, а некоторым надо больше времени на творчество. Каждый дизайнер индивидуален, и заказчики должны это понимать.
После сессии интенсивной генерации идей приходится больше отдыхать. Умственная активность забирает много сил. Особенно, если для решения одной задачи задействованы все внутренние ресурсы.
Надо признать, что быстрый дизайн не является панацеей. У него есть много сильных сторон, но большие корпорации и известные стартапы редко гонятся за скоростью. Для них на первом месте качество.
С другой стороны, никто не мешает дизайнеру самостоятельно ставить дедлайн и помещать себя в стрессовую ситуацию, если это помогает генерировать классные идеи. Некоторые только при таком подходе и выдают хороший результат, а когда ограничений нет, долго задерживаются на простых задачах.
Тем, кто хочет попробовать интенсивный режим работы, стоит приготовиться к длительным экспериментам. Сначала лучше устанавливать сроки с запасом и постепенно уменьшать длительность сессии, если будет хорошо получаться.
Веб-студия IDBI ценит время клиентов, поэтому мы стараемся как можно быстрее превратить ваши идеи в готовый продукт. Без увеличения сроков, длительных согласований и потраченных нервов.