Антихрупкость в дизайне: 9 советов по защите продукта от критических ошибок
От того, насколько хорошо дизайнер спроектировал интерфейс, зависит будущее продукта. Если он смог понять потребности целевой аудитории и позаботился о пользователях, шансы на успешное продвижение повышаются в несколько раз.
В статье поговорим о том, как сделать цифровой продукт антихрупким. Разберём практические советы и расскажем, что делать, чтобы результаты работы не пропали даром.
Антихрупкость — удивительное свойство людей и систем противостоять жёстким условиям. Когда человек доходит до конечной точки маршрута и не ломается под действием обстоятельств, его можно назвать антихрупким. Неважно, какие препятствия встречались по пути, у него есть чёткая цель и нельзя отклоняться от маршрута.
Что касается дизайна, то он часто бывает хрупким, и продукт ломается от незначительных ошибок. Представьте, что компания много месяцев разрабатывала приложение, которое должно было «взорвать» нишу. На этапе релиза оказывается, что важная функция не работает или пользователи идут другим путем. Имидж продукта разрушен, месяцы работы потрачены зря.
Антихрупкость, как прочная броня. Она защищает продукт от критичных ошибок и помогает быстрее справиться с проблемами. Если брони нет, непредвиденные обстоятельства могут превратить релиз в провал. О планах по коммерческим показателям можно забыть и восстановить доверие пользователей будет очень сложно.
Главное преимущество создания антихрупких вещей заключается в том, что они защищают от любых проблем. Обычный продукт делают идеальным и на этапе разработки избавляются от стандартных ошибок. Если события будут развиваться по нестандартному сценарию, быстрого решения может не быть.
Важно понимать, что антихрупкость — это не эластичность. Пользователи столкнулись с ошибками, нажали кнопку и всё стало нормально. В условиях реального использования продукта такого не будет. При возникновении проблем, клиенты уйдут к конкурентам, которые помогают решить аналогичные задачи.
Антихрупкость в дизайне работает по особым правилам. Разработчики не могут заранее защитить продукт от всех проблем. Нет волшебной кнопки, которая моментально устранит ошибки по клику. Зато они могут дать пользователям полезные инструменты и показать, что о проблеме знают и стараются решить её.
В книге «Антихрупкость» Нассим Николас Талеб приводит идеальный пример, чтобы раскрыть сложное понятие. Он говорит о том, что стальной клинок ассоциируется с прочностью и безопасностью, но может сломаться. Он хрупкий и не способен восстанавливаться.
А вот бактерия, которая вырабатывает защитные ферменты при столкновении с антибиотиком, обладает антихрупкостью. Она подстраивается под условия среды и становится новой версией себя. Именно к такому уровню создания digital-продуктов надо стремиться.
Приложения и сайты, которые ломаются в момент отклонения от стандартного сценария, разрушают пользовательский опыт и ставят под угрозу дальнейшую судьбу проекта. Чтобы избежать такой ситуации, надо выстроить защиту от ошибок и предусмотреть все возможные варианты развития событий.
Для создания антихрупких продуктов дизайнеру надо самому стать антихрупким. Лучший способ выстроить вокруг себя прочную защиту — постоянно прокачивать навыки и прислушиваться к аргументированной критике. Даже опытные специалисты допускают ошибки, но всегда ставят на первое место пользователей и не боятся признать наличие проблемы.
Самый быстрый путь к созданию антихрупких проектов — постоянная работа с целевой аудиторией и сбор обратной связи. Пользователи сами расскажут, почему им сложно взаимодействовать с продуктом и что именно идёт не так, как они задумали. Надо только наладить связь и внимательно прислушиваться к полезным советам.
Начинающие дизайнеры обычно бурно реагируют на критику и стремятся доказать заказчику, что всё делают правильно. Единственное верное решение — то, которое учитывает интересы пользователей. Личные ощущения дизайнера и нелогичные мотивы заказчиков не надо брать в расчёт.
Если компания хочет выпустить на рынок успешный продукт, расширить целевую аудиторию и увеличить прибыль, надо ориентироваться на потребности тех, кто будет им пользоваться. Пользователи чувствуют заботу и по мере возможностей стараются помочь исправить ошибки, которые мешают нормально пользоваться продуктом.
Многие дизайнеры не согласны с тем, что антихрупкость важна. Они говорят о том, что проблемы всегда будут и надо просто оперативно их исправлять. В этих словах есть доля здравого смысла, но проще защититься от ошибок заранее, чем экстренно выпускать обновления.
Если потратить время на создание прочной брони вокруг продукта, после выхода в общий доступ не надо будет бросать все задачи и заниматься обработкой обратной связи. Можно будет работать над увеличением возможностей и не думать о том, как перевести впечатления целевой аудитории в положительное русло.
Антихрупкие сайты и приложения — вершина, к которой должны стремиться все дизайнеры, мечтающие постоянно увеличивать качество своих проектов. Если постоянно оставаться на одном уровне, никакого развития не будет. И не получится предложить заказчикам что-то новое.
Если взять фарфоровую чашку и уронить на пол с высоты своего роста, она разобьётся на мелкие кусочки. А вот железная чашка останется целой, сколько бы раз она не падала.
Антихрупкий цифровой продукт обладает теми же свойствами. Он надёжно защищён от критических проблем и может справляться с нестандартными сценариями. Пользователи любят вещи и компании, которые стараются выйти за рамки своих возможностей и постоянно повышают качество цифровой экосистемы.
В теории, создать антихрупкий проект несложно. Надо просто продумать все возможные варианты развития событий и предложить пользователям инструменты для отправки обратной связи. При столкновении с ошибками, они напишут длинный репорт и будут ждать, пока решат проблемы.
На практике всё работает иначе. Если в нише есть продукты, которые закрывают аналогичные потребности, то мало кто даст второй шанс. Людям проще переключиться на альтернативные решения и пользоваться ими.
На первом месте у пользователей всегда будет решение проблем, но если инструмент работает нестабильно, желание избавиться от него постепенно будет усиливаться.
Представьте, что ездите на автомобиле, который постоянно ломается и забирает большую часть семейного бюджета. Вы постараетесь как можно быстрее пересесть на более надёжную машину и забыть о постоянных поездках в автосервисы и магазины автозапчастей.
Если компания хочет повторить успех Tesla в digital-мире, то надо сделать продукт идеальным до появления в общем доступе. Только так можно защитить пользователей от негативного опыта и увеличить количество «адвокатов бренда».
Дизайнеры часто грешат тем, что стараются сделать интерфейс красивым. Они концентрируются на эстетике и забывают, что пользователям надо решить конкретные проблемы.
Никто не будет любоваться красивой анимацией, если в интерфейсе нет важных инструментов или приложение запускается через раз и постоянно закрывается при запуске меню. Люди прощают мелкие ошибки только если продукт помогает выполнить важные задачи.
Внешний вид влияет на эмоции целевой аудитории, но не так сильно, как удобство использования продукта и работа важных функций. Представьте, что установили приложение по доставке роллов и не можете посмотреть меню. Корзина, оформление заказа и другие модули работают исправно, а каталог не открывается.
В таких случаях красивый дизайн и приятная анимация не смогут восстановить доверие пользователей. Оно будет безвозвратно утеряно, и вряд ли они дадут приложению ещё один шанс.
Любой продукт или услуга создаются под конкретную целевую аудиторию. Если в процессе разработки команда ориентируется на потребности людей, можно рассчитывать на коммерческий успех.
Пользователи не любят, когда что-то мешает быстро выполнить задачу. Они устанавливают приложение или заходят на сайт, чтобы закрыть конкретные потребности.
Новичкам-дизайнерам важно понять, что люди всегда хотят прийти к конечной точке маршрута максимально быстро. Если закрыть форму заказа до регистрации, конверсия в покупку сильно снизится. Приложения и сайты, которые работают по аналогичной схеме, уже накопили репутацию и достаточно клиентов, а у новых продуктов такой форы нет.
Когда от момента установки приложения до оплаты товара проходит несколько минут, лояльность покупателей сильно увеличивается. Даже самый красивый дизайн не может обеспечить такой user experience.
Конкуренция в разных нишах постоянно увеличивается. Если продукт создаётся для коммерческих целей, то главная задача разработчиков — обеспечить максимально быстрое решение задач и дать больше, чем конкуренты.
Если хоть раз пользовались Uber, то понимаете, насколько приятно, когда на вызов моментально находится машина и через 5 минут она уже стоит возле дома. Постарайтесь создать аналогичный эффект для цифровых продуктов и сможете завоевать доверие аудитории.
Дизайнеры часто спорят о том, как выстраивать взаимодействие между интерфейсом и пользователями. Одни говорят, что привычные образы ускоряют обучение и помогают концентрироваться на выполнении задачи.
Другие утверждают, что люди должны не узнавать, а осваивать инструменты с нуля. И те, и другие частично правы, но в большинстве случаев лучше использовать знакомые образы, чтобы у пользователей быстрее сложился пазл.
Мы привыкли, что в мобильной версии сайтов и в приложениях используется гамбургер-меню, которое открывается по клику на иконку. Если добавить значок с трёмя полосками, но изменить стандартное поведение, начнутся проблемы.
Представьте, что по клику на иконку откроется не меню, а окно регистрации. Пользователи хотят перейти в другой раздел, а им навязывают лишнее действие. Не стоит говорить, какие эмоции обеспечит такой механизм.
Есть операции, которые выполняются рефлекторно. Например, мы привыкли, что отменить действие помогает комбинация CTRL+Z. Если изменить её, поломается привычка, работающая годами. Пользователи вряд ли откажутся от использования продукта, но получат негативные эмоции.
Ничто так не радует, как быстрая загрузка. Открываешь сайт, загружаешь список новостей и контент становится доступным для взаимодействия через 2-3 секунды. 5-10 лет назад пользователи вдохновлялись такой скоростью, а сейчас это уже стандарт.
Постарайтесь избавиться от всего, что может влиять на быстродействие. На первом месте всегда должно стоять решение проблем, а на втором сокращение времени выполнения этих действий.
Дизайнеры часто перегибают с анимацией и делают интерфейс чересчур перегруженным. Плавное появление блоков не спасет ситуацию, если из-за этого скорость загрузки увеличится на 5-10 секунд. Лучше найти альтернативу и обеспечить идеальный user experience.
Никто не говорит, что надо полностью избавиться от анимации. Она помогает сделать действия более плавными и выстраивает логичный маршрут от начальной точки до конечной. Но это не значит, что надо анимировать все блоки без чёткой цели.
Больше всего пользователи не любят, когда их пытаются обмануть. Мотивируют зарегистрироваться в обмен на бонусы и не дают их. Размещают фейковые цены и включают в стоимость товаров лишние услуги.
Тёмные паттерны в веб-дизайне — это путь в пропасть. Все равно, что выстроить стену из кирпичей на пути пользователей и ждать, пока они с ней столкнутся. Повышать коммерческие показатели за счёт обмана нельзя.
В некоторых приложениях очень трудно отказаться от подписки. Разработчики прячут форму как можно дальше и выстраивают препятствия для покупателей. В итоге им приходится искать обходной путь. Например, звонить в банк и просить об отмене регулярного платежа.
Политика конфиденциальности, форма регистрации и другие «узкие места» должны быть максимально прозрачными для аудитории. Расскажите, какие преимущества даст регистрация, зачем системы аналитики собирают данные и как подписка на соцсети поможет получить дополнительные бонусы.
Разговаривайте с целевой аудитории на понятном языке, не скрывайте важную информацию и сможете создать продукт, который будут рекомендовать другим. Это лучший показатель качества.
Любой цифровой продукт должен постоянно улучшаться. Без развития он не сможет конкурировать с альтернативными решениями. Главный источник полезных идей — пользователи. Они могут рассказать о том, что мешает комфортно пользоваться интерфейсом и как решить проблему.
Сбор и обработка фидбека — «фундамент», на котором базируется любой продукт. Лучше узнать о том, что кроссовки не подходят для бега после выпуска пробной партии, чем подсчитывать убытки после отгрузки в магазины 10 млн пар неудачной обуви.
Дизайнеры обычно не занимаются сбором обратной связи, но получают её от маркетологов, продакт-менеджеров и других членов команды. Если не игнорировать информацию, а использовать её для улучшения проекта, можно рассчитывать на доверие со стороны аудитории.
Представьте, насколько прочная связь установится между пользователем, который посоветовал доработать определённый инструмент и продуктом после того, как команда выполнила его просьбу.
Сбор фидбека можно организовать разными способами: встроить форму в приложение или на сайт, проводить опросы в социальных сетях или просить заполнить анкету в офлайне. В каждом случае надо замотивировать человека и предложить что-то взамен.
У любого продукта есть «узкие места», которые вызывают больше всего проблем. Постарайтесь избавиться от них до релиза, чтобы пользователи не столкнулись с проблемами в процессе знакомства с интерфейсом.
Устранить все проблемы не получится. Всегда могут появиться дополнительные ошибки, которые не были видны на этапе отладки. Надо оперативно их убрать и показать целевой аудитории, что продукт активно развивается, а не живёт своей жизнью после релиза.
При проектировании игр разработчики заранее определяют места, где игроки могут застрять и добавляют инструменты, которые помогают справиться с трудностями. На экране появляются всплывающие подсказки и геймеры понимают, как пройти миссию.
Аналогичные инструменты можно использовать при разработке сайтов или приложений. Постарайтесь создать максимальное количество сценариев работы и сделать так, чтобы в каждом из них было логичное решение.
Всплывающие подсказки или цикл уроков по работе с интерфейсом помогают пользователям быстрее дойти до конечной точки маршрута. Они будут мысленно благодарить разработчиков, которые создали удобный интерфейс и предусмотрели помощь для тех, кто не справляется самостоятельно.
Один из главных инструментов, позволяющих создать антихрупкие продукты — уникальные фишки. Люди могут простить мелкие недочёты, если в их распоряжении будут инструменты, которых нет у конкурентов.
Дизайнерам и проектировщикам надо всегда думать наперёд. Чтобы обходить соперников и создать прочную связь с целевой аудиторией, удобного интерфейса и решения стандартных проблем недостаточно.
Если кажется, что выйти за рамки возможностей не получится, спросите тех, кто будет пользоваться продуктом. Обычно они с удовольствием соглашаются помочь и рассказывают о проблемах, которые раздражают их на сайтах или в приложениях конкурентов.
Уникальные фишки не должны быть слишком банальными. Если пользователи почувствуют, что их хотят где-то обмануть, толку от уникальности не будет. Сконцентрируйтесь на пользе и сможете прийти к нужному результату.
Каждое касание между представителем целевой аудитории и интерфейсом должно быть идеальным. Чтобы ни одна мелкая деталь не портила впечатления о продукте. Добиться такого эффекта сложно, но вполне реально.
Угадывать мысли и желания пользователей совсем необязательно. Можно спрашивать их напрямую, выбирать самые полезные идеи и реализовывать их. Решение всегда лежит на поверхности, но иногда на его воплощение уходит много времени.
В нишах с высокой конкуренцией надо постоянно «прыгать выше головы», чтобы сохранить лояльность старой аудитории и привлекать новых последователей. Прислушивайтесь к пользователям, решайте их проблемы и сможете создать антихрупкий сайт или приложение.
Веб-студия IDBI разрабатывает коммерческие продукты, которые обеспечивают идеальный пользовательский опыт. Свяжитесь с нами любым удобным способом, чтобы обсудить вашу задачу.